КОНСПЕКТ УРОКА-ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Куделина Анастасия Сергеевна

Дата публикации: 27.11.2013

Рубрика: Русский язык

Тип материала: Уроки

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Куделина А.С. Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2013/11/1138 (дата обращения: 19.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Подобный урок необходимо проводить в конце учебного года, используя резервный час, предусмотренный программой В.В. Бабайцевой. Поскольку процесс обучения подходит к концу, то школьники устают от традиционных уроков, а уроки обобщения изученного за год материала после проведения контрольных работ не вызывают положительного отклика. Поэтому предлагаю провести урок игра – соревнование, где с помощью нестандартной формы происходит процесс повторения и обобщения материала,  дополнительная работа по наиболее сложным темам морфологии за 6 класс, а также развитие словарного запаса школьников за счет повторения некоторых тем по лексике, изученных в 5 классе.

Итак,  предлагаю урок – игру «Пиратские войны».

Цели урока:

  • обобщение знаний, умений, навыков, полученных при изучении лексики и морфологии за 5-6 класс;
  • формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
  • развитие внимания, быстроты реакции, культуры речи, расширению словарного запаса, формированию чувства ответственности за результаты своего труда;
  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

Тип урока: повторение и обобщение знаний по изученному в 6 классе.

Технология: на игровой и групповой основе.

Оборудование:

Морская карта мира, жетоны – «золотые дублоны», флаги и гербы 4 государств (Англия, Испания, Франция, Голландия), карточки с заданиями.

Ход урока:

- Ребята, учебный год подходит к концу, поэтому те знания, которые мы получили за этот год, попробуем реализовать сегодня в необычной форме. Представьте, что наш класс перенесся в Эпоху великих географических открытий, и вы не ученики 6-ого класса, а представители четырех великих морских держав Англии, Франции, Голландии и Испании. (школьники должны быть заранее  предупреждены, что урок будет нестандартным, темы, которые будут повторены в ходе игры были заданы для повторения. Класс заранее был поделен на четыре группы, каждая группа занимает один из 4 столов в классе).

Настала эпоха великий открытий, в борьбе за новые территории четыре известные вам державы выступают на путь войны. Четыре пиратских судна, промышлявших на просторах Атлантического океана получают каперства той или иной страны, вступая на путь покорителей новых земель.

Вашим первым заданием, дорогие пираты, является получение каперства от одной из стран, а также подтверждение верности выбранной вами стране (представители от каждой команды случайным образом вытягивают из шляпы гербы и флаги своей страны и получают карточку с заданием).

Тот, кто быстрее и качественнее выполняет первое задание, получает   10 золотых дублонов. Команда, занявшая второе место получает 5 дублонов.

Задание 1 «Присяга на верность»: на карточках предлагается по 10 английских, голландских, испанских или французских пословиц, командам предлагается подобрать аналогичный вариант пословицы из русского языка.

Цель: пополнить или актуализировать словарный запас учащихся.

Временной лимит: 7-8 мин.

Иностранный вариант Русский вариант (предполагаемые ответы учеников)
Англия  
Кот в перчатках мышей не поймает Без труда не вытащишь и рыбки из пруда
Бесполезно лить слезы над пролитым молоком Слезами горю не поможешь
Восток ли, запад ли, а дома лучше всего В гостях хорошо, а дома лучше
Не переходи моста, пока ты до него не добрался Наперед не загадывай; Не дели шкуру неубитого медведя; Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь
Почеши мне спину, тогда я твою почешу Услуга за услугу
Гнилое яблоко портит соседние яблоки Паршивая овца все стадо портит
Разбалтывать (сплетничать) за стенами школы Выносить сор из избы
Убить двух птиц одним камнем Убить двух зайцев одним выстрелом
Сначала дело, потом развлечения Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело
Франция
 В несчастье узнают настоящих друзей Друг познается в беде
Терпенье всё пересилит до конца Терпенье и труд все перетрут
Фрукты никогда не падают далеко от дерева Яблоко от яблони не далеко падает
Если любишь масло, его надо сбить Любишь кататься- люби и саночки возить
Кто идёт потихоньку, тот точно дойдёт Тише едешь – дальше будешь
Любовь – для  всех возрастов Любви всех возрасты покорны
Старая дружба не заменяется Старый друг лучше новых двух
Скорбь не вылечивает зла Слезами горю не поможешь
Каждый — архитектор своей судьбы Всяк кузнец своего счастья
Лучше стоит потерять деньги, чем друга Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Испания
Большая лодка – большие пространства Большому кораблю – большое плавание
Больше живешь, больше учишься Век живи, век учись
Стоять на ногах нет смысла/причины В ногах правды нет
Кто не осмелится не пересечет море Волков бояться – в лес не ходить
Время – золото Время – деньги
Остерегайтесь спокойной воды В тихом омуте черти водятся
Нрав и облик до могилы Горбатого (и) могила (не) исправит
Умирают только раз Двум смертям не бывать, а одной не миновать
Все хорошо в свой час Дорога ложка к обеду.
Друг [что остается другом] в нужде – истинный друг Друзья познаются в беде
Голландия
Если кота нет дома, мыши танцуют на столе Кот из дому — мыши в пляс.
Лучше одна птица в руке, чем десять в небе Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Думай перед тем, как делать, и когда делаешь – тоже думай Семь раз отмерь, а один отрежь
 Перо (для письма) сильнее меча Что написано пером то не вырубишь и топором!
Крыть крышу блинами Деньги куры не клюют
Лучше ни одного врача, чем сразу три У семи нянек дитя без глазу
Без прилежания нет награды Без труда не вытянешь и рыбку из пруда
Человек может умереть лишь один раз Двум смертям не бывать, а одной не миновать
Либо добьюсь, либо себе шею сверну Либо пан, либо пропал
Бесполезно лить слезы над пролитым молоком Слезами горю не поможешь

(Отсутствие ответа или он оказывается неправильным лишает команду 1 дублона)

Задание 2: «Пиратское требование».

Цель: обобщить и актуализировать знания по морфологии; развить навыки устной и письменной речи

Временной лимит: 7-8 мин.

Команды должны составить отчет правителям  4-х  государств о  ходе завоеваний, ориентируясь на схему сиквейна. Команда, первая отправившая письмо – сиквейн и  не допустившая ошибок в нем ,   получает 10 дублонов.

Схема:

Существительное! (1 слово)

Прилагательное (2 слова)

Глагол (3 слова)

Простое предложение (4 слова)

Существительное! (1 слово)

(Например: Франция! Великая и могучая. Завоевывает, побеждает, награждает. Пусть славится великий король! Слава!)

Задание 3: «Посчитай дублоны, пират!».

Цель: работа над культурой речи, повторить склонение числительных.

Временной лимит: 5 мин.

Командам необходимо  правильно просклонять числительные, чтобы получить право на завоевание. Команда, первая выполнившая упражнение получает 5 дублонов (неправильный ответ – штраф в один дублон).

Карточка с заданием:  «Пират Черная борода, найдя сундук с 562 093 дублонами, приобрел фрегат стоимостью около 250 600 дублонов, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 дублонов, прибавив к найденным 562 093 дублонам еще кое-что из личных сбережений. Собравшимся на новом корабле у Черной бороды 187 гостям было предложено роскошное угощение».

Задание 4: «Письмо в бутылке».

- Однажды в море пираты увидели, что рядом с бортом их корабля плавает бутылка, в которой лежало таинственное послание. Развернув письмо пираты поняли, что это стихотворение какого – то поэта, который решил прославиться таким путем. Но к сожалению, вода уничтожила некоторые буквы, а некоторые слова были написаны неправильно.

Цель: повторить правила орфографии, обобщение знаний.

Временной лимит: 6 мин.

- Вставьте буквы и исправьте ошибки в словах, выделите условия такого написания. Команда, первая закончившая испытание получает 10 дублонов.

Карточка:

Жил ст..рик на р..звесистой ве..ке.

У нИго были вол..сы ре..ки.

Но галчата н..пали

И сАвсем общ..пали

Ст..рика на р..звесистАй ве..ке.

 

Жил мальчик вбл..зи Фермопил.

КАторый так жу..кА в..пил,

Что глохли все тётки,

И глохли сИле..ки.

И сып..лась пыль со стропил.

 

Одна стару..ка из Лока

сИбя развл..кала неплахА:

всё утро сидела

и в дуТку дудела

на куст..ке ч..ртоп..лоха.

Подведение итогов:

- Но приходит время возвращаться в столицы своих государств, правители прислали вам срочные депеши о возвращении в родные порты. Для выявления победителя капитаны корабля могут с гордостью показать сундуки, набитые золотом, Великому Пирату (учитель-словесник).

Спасибо отважным пиратам за приключение. Попутного ветра Вам и до новых встреч! Спасибо за урок!

Выставление отметок и вручение победителям сладких призов (шоколадные монеты).


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.