ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС (ДИАГНОСТИКА, АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ)

Абросимова Анастасия Витальевна

Дата публикации: 13.01.2014

Рубрика: Психологу

Тип материала:

Библиографическая ссылка:
Абросимова А.В. Психологический мониторинг адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе в условиях внедрения ФГОС (диагностика, анализ и рекомендации) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2014/01/1208 (дата обращения: 18.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением в новую социальную среду. В условиях перехода на новую систему стандартов возрастает необходимость психологического сопровождения адаптационного периода учащихся. Отличительная особенность ФГОС – его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой – воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается, прежде всего, на образовательное учреждение.
Важно отметить, что и психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников также выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных умственных действий (далее УУД). Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке учащегося, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.
Психологический мониторинг адаптации учащихся к обучению в средней школе был осуществлен на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк» Астраханской области. В исследовании приняли участие учащиеся пятых классов, число испытуемых в выборке – 41 человек, также в мониторинге приняли участие классные руководители указанных классов.
Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.
Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.
Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа «Я», осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.
Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.
Исходя из уровневого характера адаптации исследование проходило поэтапно. Цель первого этапа – выявить тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников. На втором этапе был исследован уровень школьной тревожности и компоненты тревожности. На третьем этапе внимание было сосредоточено на исследовании уровня УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).
Методологическую базу составили следующие методики: проективный тест «Руки» Э. Вагнера, тест школьной тревожности Филипса и комплекс тестовых методик по исследованию УУД. Параллельно классным руководителем заполнялась адаптационная карта наблюдений за учащимися к методике Э. М. Александровской и Ст. Громбах.
Проективная методика «Руки» позволила выделить ведущие тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников: коммуникация, указания и эксгибиционизм. Это связано со стремлением к установлению лидерского положения в классе, свидетельствует об имеющихся трудностях установления контакта с одноклассниками, учителями-предметниками и сверстниками, демонстрирует проявление высокой самооценки, высокого уровня собственных притязаний.
Для исследования уровня тревожности была использована тестовая методика Филипса. В данной методике тревожность измеряется в следующих шкалах:
Переживание социального стресса;
Фрустрация потребности в достижении успеха;
Страх самовыражения;
Страх ситуации проверки знаний;
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
Проблемы и страхи в отношениях с учителями;
Общая тревожность в школе.
Результаты методики показали нам высокую личностную личностную тревожность (47 баллов) в исследуемой группе подростков и среднюю ситуативную тревожность с тенденцией к высокой (44 балла). То есть исследуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. С состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа. Следует обратить внимание на следующие компоненты: страх самовыражения и страх в отношениях с учителями. В показателях данных компонентов в группах испытуемых обнаруживается значительное отличие. Показатели этих компонентов находятся на уровне повышенной тревожности. Так при оптимальном уровне социального стресса, сопротивляемости стрессу, обнаруживаются проблемы в отношениях с учителями. Уровень компонентов тревожности представлен на гистограмме (рис. 1):

аи

Сформированность универсальных умственных действий исследовалась тестовыми методиками (опросник, анкета). Познавательные УУД характеризуются тенденцией к независимости интересов, целеустремленности и прогнозированию. Познавательный интерес учащихся не опосредован интересом к предмету, заинтересованность ситуативная. Однако у 21 % испытуемых наблюдается целеустремленность и прогнозирование в выборе объекта познания.
Регулятивные УУД получили недостаточное развитие. Испытуемые используют контролирующие механизмы не по назначению. Это обусловлено недостаточностью развития имеющихся способностей и незнанием направленности личности.
Несмотря на выделенные ранее проблемы в эмоциональном компоненте общения, коммуникативные УУД развиты оптимально. 65 % обладают высокой коммуникативной активности, что и является причиной отношения окружающих с некоторой опаской и сомнениями к указанной группе. 32 % – любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми людьми. Естественно, что в данной группе недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
Таким образом, успешная адаптация к обучению в средней школе в условиях внедрения ФГОС возможна при ситуативном поощрении и демонстрации успеха; при систематическом наблюдении и фиксации положительной динамики в развитии каждого отдельного ученика, при этом важно моносравнение, сравнение в пределах отдельно взятого ученика.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.