Тема: Измерение количества информации
Цели урока:
1.Закрепить представление о единицах измерения информации и подходах к измерению информации;
2. Сформировать у студентов навыки нахождения количества информации.
Задачи урока:
образовательные:
- научиться измерять информацию;
развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, информационную культуру;
воспитательные:
- формировать умения применять на практике полученные знания.
Тип урока: закрепление полученных теоретических знаний и практических умений путем решения задач.
Методы обучения: практический (разнообразные задачи)
Ход урока
Этапы урока |
Действия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Деление группы на две команды. Приветствие команд, членов жури, гостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Измерение количества информации.
Цель: закрепить полученные теоретические знания и практические умения путем решения задач. Для это участие примут 2 команды, которые будут оцениваться (за каждый правильный ответ, или решенную задачу команда получает балл). В конце урока подсчитаем кол-во баллов. Команда, которая набирает большее количество баллов, получает отметку «Отлично», за меньшее кол-во баллов – «Хорошо». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
На прошлых занятиях мы рассмотрели тему «Кол-во информации», ознакомились с единицами измерения кол-ва информации, изучили подходы к измерению кол-ва информации.
Домашним заданием было повторить весь материал по теме «Кол-во информации». Как вы справились с этим, мы с вами узнаем сегодня на нашем уроке. Чтобы проверить домашнее задание, я предлагаю вам заполнить таблицу.
Раздаю бланк таблицы командам, выделяется время 5 минут. Студенты заполняют таблицу. По истечению времени забираю таблички с ответами, отдаю жюри, которое оценивает на основании ответов (предоставляют бланк ответов). Проверка домашнего задания Ответы
Пока жюри оценивает и подсчитывает баллы, я озвучиваю правильные ответы, проецируя их на экран. Затем слово предоставляется жюри. (Озвучивает результаты)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А теперь давайте решим задачи.
1 команда
Выбирают по одному представителю от команды, рассаживают отдельно от команды и предлагаю решить первую задачу. Раздаю карточки с задачей. Выделяю 3 минуты. После, представитель команды, решающий задачу самостоятельно, выходит к доске и объясняет свое решение у доски. Жюри сравнивает ответы (выдаю бланк решений). Аналогичным способом решаем вторую задачу. Третьи последующие четыре задачи решают все участники команды, затем каждый участник команды выходит к доске и записывает ответ у доски. Жюри подсчитывает баллы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Жюри озвучивает результаты.
Сегодня на уроке вы закрепили навыки измерения кол-ва информации. Выставляю оценки за урок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дома решить задачи: (выдаю карточки с задачами каждому участнику команды)
1 команда 1.Сколько битов в слове «информация»?
2. Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
1 команда 1. Сколько битов в слове «компьютер»?
2. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Тумба имеет 16-и символьный алфавит. Племя Юмба использует 32-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Тумба содержало 70 символов, а письмо племени Юмба – 60 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
|
Раздаточный материал
Проверка домашнего задания
команда № 1
№ | Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
|
Количество информации – это ………………………………… | Подсчитать | |
|
Назовите минимальную единицу измерения информации | ||
|
Как называется цепочка из восьми нулей и единиц? | ||
|
Сколько байт содержит слово килобайт? | ||
|
Посчитайте информационный объем сообщения «Вася, привет!» | ||
|
По какой формуле измеряется количество информации при содержательном подходе | ||
|
По какой формуле измеряется количество информации при алфавитном подходе | ||
|
При каком подходе количество информации зависит от объема текста и мощности алфавита | ||
|
Какой буквой обозначается мощность алфавита?
|
Проверка домашнего задания
команда № 2
№ | Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
|
Количество информации – это ………………………………… | ||
|
Назовите минимальную единицу измерения информации | ||
|
Как называется цепочка из восьми нулей и единиц? | ||
|
Сколько байт содержит слово килобайт? | ||
|
Посчитайте информационный объем сообщения «Вася, привет!» | ||
|
По какой формуле измеряется количество информации при содержательном подходе | ||
|
По какой формуле измеряется количество информации при алфавитном подходе | ||
|
При каком подходе количество информации зависит от объема текста и мощности алфавита | ||
|
Какой буквой обозначается мощность алфавита?
|
Эталоны ответов
Проверка домашнего задания
Ответы
№ | Вопрос | Ответ |
|
Количество информации – это ………………………………… | мера уменьшения неопределенности знаний |
|
Назовите минимальную единицу измерения информации | Бит |
|
Как называется цепочка из восьми нулей и единиц? | Байт |
|
Сколько байт содержит слово килобайт? | 8 байт |
|
Посчитайте информационный объем сообщения «Вася, привет!» | 13 байт |
|
По какой формуле измеряется количество информации при содержательном подходе | N=2i
где – количество возможных равновероятных событий i– количество информации, полученное при совершении события |
|
По какой формуле измеряется количество информации при алфавитном подходе | N=К*i,
где К- кол-во символов в тексте, i- информационный вес одного символа |
|
При каком подходе количество информации зависит от объема текста и мощности алфавита | При алфавитном |
|
Какой буквой обозначается мощность алфавита?
|
N |
Задания для самостоятельного выполнения
Д/з
Решить задачи:
1.Сколько битов в слове «информация»?
2. Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
Д/з
Решить задачи:
1. Сколько битов в слове «компьютер»?
2. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Тумба имеет 16-и символьный алфавит. Племя Юмба использует 32-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Тумба содержало 70 символов, а письмо племени Юмба – 60 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
Д/з
Решить задачи:
1.Сколько битов в слове «информация»?
2. Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
Д/з
Решить задачи:
1. Сколько битов в слове «компьютер»?
2. Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 40 символов. Какой объём информации оно несёт?
3. Племя Тумба имеет 16-и символьный алфавит. Племя Юмба использует 32-х символьный алфавит. Вожди племён обменялись письмами. Письмо племени Тумба содержало 70 символов, а письмо племени Юмба – 60 символов. Сравните объёмы информации, содержащейся в письмах.
Решение задач
команда №1
№ | Условие | Решение (ответ) |
1 | Каждая страница учебника содержит 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Учебник состоит из 176 страниц. Определите информационный объем учебника. Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.
|
На каждой странице вашего учебника помещается 40 строк, в каждой строке —60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, — 422 400 байтов информации.
Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. Получим: 422 400 байт ≈ 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт≈0,4 Мбайт.
|
2 | Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 8 на 8клеток после первого хода первого игрока играющего крестиками?
|
N=64
N=2i 64=2i i=6 бит |
3 | Переведите из одних единиц измерения информации в другие
|
|
3.1. | 2Кбайт=…байт
|
2048 байт
|
3.2. | 9 байт = …бита
|
72 бита
|
3.3. | 12 бит = …байт
|
1,5 байт
|
3.4. | 64 бит = …байт | 8 байт |
3.5. | 1 Мб = …… Кбайт | 2048 Кбайт |
Решение задач
команда №1
№ | Условие | Решение (ответ) |
1 | Каждая страница учебника содержит 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Учебник состоит из 176 страниц. Определите информационный объем учебника. Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.
|
|
2 | Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 8 на 8клеток после первого хода первого игрока играющего крестиками?
|
|
3 | Переведите из одних единиц измерения информации в другие
|
|
3.1. | 2Кбайт=…байт
|
|
3.2. | 9 байт = …бита
|
|
3.3. | 12 бит = …байт
|
|
3.4. | 64 бит = …байт | |
3.5. | 1 Мб = …… Кбайт |
Решение задач
команда №2
№ | Условие | Решение (ответ) |
1 | Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Каков объем информации в книге?
Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.
|
Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40 х 60 = 2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):
2400 х 150 == 360 000 байт. 360000/1024 = 351,5625 Кбайт. 351,5625/1024 = 0,34332275 Мбайт.
|
2 | Сколько битов информации несёт в себе сообщение о том, что нужная нам книга находится на 4, самой верхней полке шкафа?
|
N=4
N=2i 4=2i i=2 бита |
3 | Переведите из одних единиц измерения информации в другие | |
3.1. | 1Кбайт =…байт
|
1024 байт
|
3.2. | 48 бит = …байт | 6 байт |
3.3. | 4 бит = …байт
|
0,5 байт
|
3.4. | 10 байт = …бит
|
80 бит
|
3.5. | 2 Мб = …… Кбайт | 2048 Кбайт |
Решение задач
команда №2
№ | Условие | Решение (ответ) |
1 | Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Каков объем информации в книге?
Ответ запишите в байтах, Кбайт, Мбайт.
|
|
2 | Сколько битов информации несёт в себе сообщение о том, что нужная нам книга находится на 4, самой верхней полке шкафа?
|
|
3 | Переведите из одних единиц измерения информации в другие
|
|
3.1. | 1Кбайт =…байт
|
|
3.2. | 48 бит = …байт | |
3.3. | 4 бит = …байт
|
|
3.4. | 10 байт = …бит
|
|
3.5. | 2 Мб = …… Кбайт | |
Количество просмотров публикации: -