А.А. ФЕТ. В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПОЭТА

Дикарева Олеся Викторовна

Дата публикации: 24.01.2013

Рубрика: Литература

Тип материала: Планирование, Уроки

Библиографическая ссылка:
Дикарева О.В. А.А. Фет. В художественном мире поэта // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2013/01/817 (дата обращения: 14.07.2023)

Опубликовано пользователем: Дикарева Олеся Викторовна

МБОУ «Лицей № 3»

г. Старый Оскол

Дикарева Олеся Викторовна

Учитель русского языка и литературы

I

Урок по литературе  в 5 классе на тему:

«А.А. Фет. В художественном мире поэта» (2 часа)

Цели урока:

  1. Выявление художественных особенностей и  идей стихотворений А.А. Фета, посвященных природе.
  2. Формирование навыков монологического высказывания,  работы с иллюстрациями и таблицами, лексической работы.
  3. Отработка умения  анализа лирического произведения.
  4. Развитие творческих способностей учащихся.
  5. Формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам.

Форма урока: творческая мастерская

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство

Оборудование:

  •  Листы формата А4
  • Тексты стихотворений А.Фета
  • Принадлежности для рисования
  • Репродукции картин русских художников, фотографии, посвященные русской природе

 

Эпиграфы к уроку:

Не я, мой друг, а божий мир богат. А.Фет

Целый мир от красоты,

От велика и до мала. А.Фет

Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры.  М. М. Пришвин

Ход урока

  1. 1.     Фаза индукции

- Ребята, а вы любите бывать на природе?  Представьте самое красивое место или какой-то момент в жизни природы, который вам особенно запомнился и, опираясь на свои ощущения и воспоминания,  запишите к слову «природа» ассоциации.

Индивидуальная работа. Затем ассоциации зачитываются желающими, в это время помощник учителя записывает все предложенные варианты на доске. Понравившиеся примеры одноклассников по желанию фиксируются учениками в розданных индивидуальных листах,  в верхней части которых написано «Все способны!», «Я способен!»

- Каждый из вас, ребята, уникален, у каждого свое восприятие окружающего мира.  Предложенные вами ассоциации характеризуют вашу индивидуальность: для кого-то самые яркие – зрительные образы, для   кого-то – звуковые или, например, тактильные… Общее для вас  ощущение красоты природы, ее чуда, силы, величия, мощи кому-то легче выразить  в слове, кому- то – в рисунке или  музыке.

Множество великолепных картин, посвященных родной природе, оставили замечательные русские художники, композиторы запечатлели красоту русской природы в мелодии,  а большинство  русских поэтов  показало прелесть родных пейзажей с помощью художественного слова.

Очень часто стихотворение о природе  – это  и рассказ о собственной душе, о чувствах, которые переживает поэт, его мыслях и настроении.  Сильное воздействие, которое оказывает на человеческую душу поэзия определяется тем, что она соединяет силу слова с возможностями других искусств: музыки  и живописи.  Используя приемы звукописи (ритм, повтор слов, синтаксические конструкции, вопросительные и восклицательные предложения, аллитерация, ассонанс)   и живописи ( цвет, тень ложатся в основу средств художественной изобразительности, благодаря чему возникают зримые образы) поэт создает произведение, затрагивающее душу читателя, влияющее на его мысли и чувства.

На ваших листах напечатан эпиграф к нашей мастерской. Это слова замечательного русского писателя XX века, тонко чувствовавшего жизнь природы, М.М. Пришвина: « Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».

Подумайте над этими словами.  Первый ряд слов, записанных вами – это  «таланты природы», представляющие ее явления. Вспомните имена  людей – «талантов природы»: поэтов, писателей, художников и музыкантов, которые смогли запечатлеть красоту окружающего мира в своих произведениях.

Индивидуальная работа. Ответы желающих заслушиваются.

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями  одного из  «талантов природы», проникновенного русского лирика  А.А. Фета.   Строки из его стихотворений  стали  следующими эпиграфами к нашему занятию:

«Не я, мой друг, а божий мир богат….»

«Целый мир от красоты,

От велика и до мала…»

(эпиграфы напечатаны на индивидуальных листах)

Думаю, эти слова –  ключ к пониманию художественного мира А.Фета, его отношения к природе и человеку.   Первой попыткой постичь художественную Вселенную Фета и будет наша мастерская.

2.Работа над материалом

Работа в трех группах, каждая  работает с одним из  стихотворений А.Фета («Чудная картина», «Весенний дождь»,  «Задрожали листы, облетая»).

У каждого участника группы свой экземпляр стихотворения. Вначале ученик самостоятельно читает произведение, заполняет таблицу «теплые» и «холодные» слова. Обсуждение в группе.

3. Социализация                            

Учитель выразительно читает стихотворение каждой группы,  участники которой предлагают свои «теплые» и «холодные» слова. К работе над каждым стихотворением подключаются участники остальных групп, которые могут внести свои предложения.  По ходу работы все группы получают тексты трех  стихотворений. На доске помощник учителя записывает варианты (большую часть прочитанного). Каждый ученик по желанию добавляет в свою таблицу варианты одноклассников.

Отмечается неодинаковость в восприятии ряда слов учениками (белая, полная луна, высоких, далеких, трепещет), на что обращается внимание детей.

4.  Информационный запрос

- Ребята, в  записанных вами рядах, отметьте  разными цветами зрительные и звуковые образы. Работа в группах.

Стихотворение «Чудная картина»

         Теплые слова                                          Холодные слова

Чудная                                                      Белая равнина(зрител.образ)

         Родна                                                       полная луна (зрител.образ)

Белая равнина (зрител. образ)                одинокий бег

Полная луна (зрител. образ)

Словосочетания белая равнина и полная луна были отнесены участниками группы в обе колонки.

Звуковые образы возникают  благодаря ассонансу (повтор гласного «а» в первой строфе создает ощущение огромного пространства, простора),  аллитерации (повтор сонорных «н», «л»  создает картину полной тишины, покоя, движение отсутствует; звук «с» во второй строфе  передает ощущение света); ритм (3-х стопный хорей привносит в стихотворение движение, легкость, его просто читать и запоминать).

Стихотворение «Весенний дождь»

Теплые  слова                                                       Холодные слова

Светло                                                                   разрывы облак (зрител.образ)

Солнце (зрител.образ)                                         трепещет

Золотой  пыли (зрител.образ)                             барабанит(звук.образ)

Опушка леса (зрител.образ)

Душистым медом

По свежим листьям (зрител. образ)

Звуковые образы: дождь барабанит (олицетворение),  аллитерация (повтор шипящих показывает движение в природе перед дождем, повтор сонорного «р»  в первой строфе передает силу, энергию), 4- стопный ямб – плавное движение.

Стихотворение «Задрожали листы, облетая»

       Теплые слова                                         Холодные слова 

краса                                                            Задрожали

милая птичка (зрител. образ)                      Облетая

     теплое гнездышко(зрител.образ)                Тучи(зрител.образ)

      светлогруда (зрител.образ)                           Закрыли

легка                                                                 Буря злая

невеличка (зрител.образ)                                Рвет(звук.образ)

Мечет

Воюет

Запугана

Грохочет(звук.образ)         

                                                                                             Шумящая мгла (звук.образ)

                                                                                            Черна(зрител.образ)

Звуковая образность  также создается благодаря повторам ( «Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна»), аллитерация (повторы шипящих, «р») помогает  полнее передать увиденную автором картину.

- Проанализируйте свои таблицы,  соотношение в них «холодных» и «теплых» слов, звуковых и зрительных образов.  Обсудите результаты в группе.  Опираясь на полученные результаты, ответьте на вопросы к стихотворениям. Сделайте вывод:  какие моменты в жизни природы запечатлевает А.Фет, какие средства художественной изобразительности использует?

Вопросы к стихотворению  «Чудная картина…»

  1. Какие чувства у вас вызвала «чудная картина», нарисованная Фетом?
  2. Сколько предложений в стихотворении? Есть ли в нем глаголы? Какая картина открывается мысленному взору?
  3. На какие детали пейзажа обращает внимание поэт?
  4. Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?
  5. Назовите эпитеты, передающие состояние человека, созерцающего природу.
  6. Опишите точку в пространстве, на которой находит лирический герой, наблюдающий картину? Аргументируйте свое мнение.
  7. Вызывает ли картина лунной ночи чувство одиночества?

 

Вопросы к стихотворению «Весенний дождь»

  1. Какое настроение описано в стихотворении?
  2. Какие ощущения пробуждает в читателе поэт?
  3. Можно ли представить стихотворение как картину или фотографию?
  4. Найдите в тексте глаголы. Какие, на ваш взгляд, наиболее  выразительные?
  5. Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?
  6. «И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит».

Что скрывается за неопределенным местоимением «что-то»?

  1. Стихотворение называется «Весенний дождь». Предложите свои названия.
  2. Сделайте вывод. Какова тема и идея стихотворения.

Вопросы к стихотворению «Задрожали листы, облетая»

  1. Какое время года описано в стихотворении?
  2. Каких образов больше: звуковых или зрительных? Почему?
  3. Найдите в стихотворении антитезу. Какие образы противопоставлены?
  4. «Милая птичка» – кто это? К кому обращается лирический герой?
  5.  Для чего автор  повторяет предложение «Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна»?
  6. Вспомните, что такое метафора. Найдите это средство художественной изобразительности в тексте.
  7. Озаглавьте стихотворение.
  8. Сделайте вывод. Сформулируйте тему и идею стихотворения.

По завершении работы в группах, слово дается каждому участнику, который предлагает свое видение идейно-тематического содержания стихотворения, основываясь на тексте и уделяя внимание рассмотренным звуковым и зрительным образам.  Коллективное обсуждение.

В.П. Боткин – современник поэта писал, что Фет – «прежде всего поэт впечатлений природы». Фет – поэт – созерцатель, способный сочувствовать природе, сопереживать: он видит природу, слышит ее, ощущает. Поэту важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них.  В своих лирических произведениях поэт рассказывает о необыкновенной красоте и прелести самого простого и обычного, доступного самому маленькому, как и взрослому, и старцу: красоте безлюдной зимней ночи, о прелести весеннего дождя,  о трепещущих листах, о бурях- в природе и человеческой жизни, и и о том, как переливается светлое, весеннее чувство в сердце человека.

 

5.Творчество

Далее детям предлагаются  цветные репродукции картин русских и зарубежных  художников, фотографии современных авторов, близкие по тематике стихотворениям Фета.  Количество репродукций в 1,5-2 раза превышает количество участников мастерской, на случай, если нескольких детям понравится одна репродукция или фотография. Каждому ученику нужно выбрать одну из них,  иллюстрирующую слова эпиграфов к уроку  и текстов стихотворений Фета.  Коллективное обсуждение работы.

  1. 6.     Рефлексия

Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты:

Когда было трудно? Чему удивились?

Когда хотелось спорить? Допишите ещё 1-2 предложения.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.