МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: “ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ”

Дикарева Олеся Викторовна

Дата публикации: 24.01.2013

Рубрика: Русский язык

Тип материала: Планирование, Уроки

Библиографическая ссылка:
Дикарева О.В. Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Повторение изученного об имени прилагательном" // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2013/01/819 (дата обращения: 12.07.2023)

Опубликовано пользователем: Дикарева Олеся Викторовна

МБОУ «Лицей № 3»

г. Старый Оскол

Дикарева Олеся Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Модульный урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: « Повторение изученного об имени прилагательном»

УЭ-02 мин Интегрирующая цель:-        Определить уровень знаний по теме «Имя прилагательное»;-        систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;-        отработать навык образования  степеней сравнения имени прилагательного;-        проверить умение  написания кратких прилагательных, определения синтаксической роли  имени прилагательного в предложении.

-        проверить знания, повторенные учащимися на уроке

УЭ-120 мин  Цель:  определить уровень знаний по теме «Имя прилагательное» Самостоятельная работа в тетради
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»I  Вопросы, на которые следует ответить да или нет, запишите в тетрадь, не забыв указать номер.

  1. Можно ли сказать, что формы рода, числа и падежа прилагательных служат для их согласования с существительными?
  2. Верно ли утверждать, что только качественные имена прилагательные могут иметь степени сравнения?

II     Вопросы-задания типа «Запишите пример»

  1. Запишите три имени прилагательных, образованные суффиксальным способом.
  2. Запишите три имени прилагательных, образованные приставочным способом.
  3. Запишите три имени прилагательных, образованные приставочно-суффиксальным способом.

III Вопросы, на которые нужно ответить кратко, не объясняя свой  ответ.

  1. Выпиши качественные имена прилагательные

 

Клубничное варенье, мамина шляпа, обидчивый ребенок, лисьи следы, гордый человек,  спортивный костюм, деревянная ручка, веселый друг, меховое пальто, безобразный поступок.

  1. Выпиши номера предложений с качественными именами прилагательными
    1. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
    2. Лисий хвост выглядывал из норы.
    3. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше…
    4. Это был город папиного детства.
    5.  Над глухою степью в ней путь бесконечной цепью облака плывут.

IV

1.Выберите верный ответ

Правописание падежных окончаний имен прилагательных определяется:

1)      С помощью вопроса, кроме форм на –ый(ий)

2)      По окончанию рядом стоящего имени существительного.

2.Перепишите тот ряд слов, в котором пропущена одна и та же буква.

1)    …рлино…го  п…лета, р…дительским хлеб…м

2)    Утр…ннее пен…е, ц…лебный цв…ток

3)    Липов…го н…стоя, б…грово-красный г…ризонт

4)    Пр…студн…е  заб…левание, красн…ватый з…кат

V     Укажите прилагательные с окончанием –ые

1)    Син…е тетради

2)    Зимн…е морозы

3)    Молод…е дубки

4)    Редк…е деревья

5)    Майск…е холода

6)    Взросл…е люди

 

VI  В каком ряду не со всеми словами пишется раздельно?

1)    (Не)хороший друг, а плохой; вовсе (не) справедлив; (не) бережет

2)    (Не) суровый, а мягкий; (не)брежный; (не)уживается

3)    (Не)ценная книга, а обычная; (не)нужный; (не)терпеливый

4)    (Не)приветливый; (не)забудка; (не)навидеть; (не)аккуратный

VII  Выпишите словосочетание, в котором пропущена буква о?

1)    Ч…рный ш…мпол

2)    Деш…вый крыж…вник

3)    Больш…й ш…колад

4)    Приш…л от ж…нглера

 

VIII

Найдите слово с орфографической ошибкой

1)    Скучен

2)    Беден

3)    Дорог

4)    Сладак

 

IX   Выпишите грамматические основы в предложении.

 

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

 

X  Произведите самопроверку, пользуясь ключом

 

 

 Ключ Самопроверка
I   1.Да; 2. Да.II   1. Туманный, французский, беловатый. 2. Неаккуратный, предвоенный,  пришкольный.3. пригородный, подшефный, бездарныйIII  1. Клубничное варенье, обидчивый ребенок, гордый человек, веселый друг, безобразный поступок. 2.1;5.

 

IV   1. 1; 2.1.

V     3; 6

VI     1.

VII  Большой шоколад

VIII  сладак

IX    Даль прозрачна, чиста; месяц плывет; цвета господствуют.

 

 

 

 

 

 

 Критерии оценки
Количество правильных ответов  Оценка Оценку поставьте в оценочный лист. Графа УЭ-1.
8-9 5
7 4
5-6 3
4 2
Менее 4 1
Если вы выполнили работу раньше других, возьмите дополнительное задание у учителя. Обсудите результаты работы в классе.

 

УЭ-24 мин Цель:Систематизировать знания об имени прилагательном как части речи.

  1. Работая парами, дайте определение имени прилагательного, расскажите о  его морфологических признаках.
  2.  Вспомните, что общего имеют имена прилагательные в полной и краткой форме и чем отличаются.  Имена прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения?

 

 

Работа в парах постоянного состава.Обращение к учебнику.Консультация учителя. 
УЭ-36 мин Цель: отработать навык образования степеней сравнения имени прилагательного

  1. 1.    Заполните таблицу примерами. Дополните ее, чтобы в каждом столбце было по три слова.
    1. 1.    Это дерево выше дома.
    2. 2.    Злые языки страшнее пистолета.
    3. 3.    Ей нужно более длинное платье.
    4. 4.    Правда светлее солнца.
    5. 5.    Это был наилегчайший путь.
    6. 6.    Утром начался восход на самую высокую вершину.
    7. 7.    В нашей компании старше всех оказался мой брат.
    8. 8.    Я ль на свете всех милей?

 

Степени сравнения имени прилагательного
Сравнительная Превосходная
простая составная Простая составная
          
   

 

 Работа в парах постоянного состава.Обращение к учебнику.Консультация учителя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Степени сравнения имени прилагательного
Сравнительная Превосходная
простая составная Простая составная
Вышестрашнеесветлее 

 

Более длинноеМенее интересныйБолее высокое наилегчайшийтруднейшийаккуратнейший Самую высокуюСтарше всехМилей всех
   

Ключ

 

Критерии оценки:

1.Верное распределение слов по таблице- 0,5 б. за слово.

2. Верное добавление своих примеров в таблицу- 0,5 б. за слово.

Количество правильных ответов оценка
 6 5
5 4
4 3
3 2
Менее 3 1

 

 

 

 

 

 

 

 

ВзаимопроверкаПоставьте оценку в оценочный лист.Графа УЭ-3
УЭ-43 мин Цель: проверить умение  написания кратких прилагательных, определения синтаксической роли  имени прилагательного в предложении.

  1. Подчеркните в предложениях грамматические основы, укажите, какими частями речи они выражены. Графически обозначьте известные орфограммы.

1)    Жгуч мороз трескучий.

2)    Воздух прозрачен, свеж и  тепел.

3)    Я люблю свой родной язык. Он понятен для всех. Он певуч.

 

 Индивидуальная работаФронтальная проверка
УЭ-57 мин Цель:  проверить знания, повторенные учащимися на уроке

Тест

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Укажите способ образования простой формы сравнительной степени имени прилагательного:

1)    С помощью добавления слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ к начальной форме прилагательного;

2)    С помощью приставки ПО-

3)    От основы прилагательного с помощью суффиксов –ЕЕ(ЕЙ), -Е или ШЕ

4)    С помощью приставки  НАИ-

  1. Каким членом предложения является имя прилагательное в предложении?

Летом дни длиннее.

1)    Подлежащим

2)    Сказуемым

3)    Определением

4)    Обстоятельством

  1. Среди перечисленных грамматических признаков найдите постоянный признак имени прилагательного:

1)    Род

2)    Число

3)    Разряд по значению

4)    Падеж

  1. Найдите верную характеристику выделенного имени прилагательного:

Я глядел на ее желтоватое, угасшее личико.

1)    Качественное, краткое, ед.ч.ср.р.,В.п.

2)    Притяжательное, ед.ч., м.р., В.п.

3)    Относительное, ед.ч. ср.р., В.п.

4)    Качественное, полное, ед.ч., ср.р. И.п.

  1. Найдите верную характеристику выделенного имени прилагательного:

Несмотря на сильнейшие морозы, я вышел погулять.

1)    Качественное, превосходная степень сравнения, множ. число, В.п.

2)    Притяжательное, ед.ч., м.р., И.п..

3)    Качественное, сравнительная степень сравнения, мн.ч., Р.п.

4)    Относительное, мн.ч., В.п.

  1. Выпишите номера предложений с краткими прилагательными:

1)    Всякому мила своя сторона.

2)    Ему довелось повстречаться с интересным человеком.

3)    Голь на выдумки хитра.

4)    И волки сыты, и овцы целы.

5)    Бабушка напоила гостей сладким чаем.

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква:

1)    В заснежен…м лесу, молод…м человеком, светл…м образом

2)    Хорош…м  друг…м, о хорош…м друге, хорош…ми друзьями

3)    О лучш…й доле, лучш…м результатом, в худш…м свете

4)    Близк…м другом, низк…м потолком, весен…й день.

  1. Найдите слово с Ь после шипящего

1)    Пахуч…

2)    Неуклюж…

3)    Береч…

4)    Трескуч…

5)    Шипуч…

6)    Пригож…

Ключ

  1. 3
  2. 2
  3. 3
  4. 3
  5. 1
  6. 1,3,4.
  7. 4
  8. 3

Критерии оценки

Количество правильных ответов

Оценка

7-8

5

6

4

4-5

3

3

2

Менее 3

1

 

 

 

 

Контроль учителяОценку поставить в оценочный лист. Графа УЭ-5
УЭ-65  мин  Цель: Подведение итогов урока. Выбор домашнего задания

  1. Прочитайте цели урока (УЭ-0).
  2. Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
  3. Как бы вы оценили результаты своей  работы на уроке:

1)    Я все понял, могу этот материал объяснить другому;

2)    Я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

3)    Для полного понимания мне нужно повторить тему;

4)    Я ничего не понял.

Оценку поставьте в графу УЭ-6.Самооценка
Домашнее задание
Сумма баллов за урок Домашнее задание
23 -
22-19 Повторить по ранее сделанным записям
Менее 18 Прочитать параграфы 103-109 (Учебник М.М. Разумовской)

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.