АВТОРСКИЙ МЕТОД НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ «ГЛАГОЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА»

Маркова Вера Катерина Николаевна

Дата публикации: 11.05.2013

Рубрика: ГИА, Русский язык

Тип материала: Презентации, Статья, Уроки

Ключевые слова:

Библиографическая ссылка:
Маркова В.К.Н. Авторский метод написания изложения «Глагольная цепочка» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2013/05/886 (дата обращения: 19.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Авторский метод написания изложения

учителя русского языка и литературы

Марковой Веры Катерины Николаевны – «Глагольная цепочка»

Вступление.

Уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию метод, является итогом подробного исследования в течение нескольких лет различных методик написания изложения, а также наиболее распространенных логических, фактических и орфографических ошибок учащихся при написании самого текста.

Для нас с вами не является секретом, что дети, для наиболее точного воспроизведения содержания излагаемого материала, самостоятельно изобретают всевозможные «методики», которые, как им кажется, помогают в этом нелегком деле. С учетом стремительного продвижения вперед науки и техники    (особенно цифровой), ученики продолжают изобретать все новые и новые «методики», стремительно опережая при этом учителей: записи на диктофоны, мобильные телефоны, поиск текста по интернету…  И все это лихорадочно, в панике что не успею, заметят, не дадут списать. Даже орфография и синтаксис отходят на задний план. Главное – это «три вечных составляющих»: с чего начать, что было дальше и как закончить.

Думаю, что вины детей в этом нет и причины подобных проблем следующие:

1.Текст изложения – проза. Это не письмо по памяти стихотворения, где хоть как – то помогает рифма. Н.С.Валгина в своем учебном пособии для студентов «Теория текста» так пишет о прозе: «Художественная проза… представлена в двух типах: классическая  (основана на культуре семантико – логических связей, на соблюдении последовательностей в изложении мыслей (выделено нами М.В.К). … по преимуществу эпична, интеллектуальна… это речь без деления на соразмерные отрезки. ….орнаментальная проза основана на ассоциативно  – метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», проза  «системной насыщенной образности», с метафорическими красивостями. Такая проза часто черпает свои изобразительные ресурсы у поэзии».

Мы на уроках наиболее часто используем тексты первого вида, поэтому наш метод полностью соотносится с указанными признаками и, особенно, с «соблюдением правил последовательности в изложении мыслей». Исследуя работы учащихся, мы определили нарушение подобной «последовательности», как наиболее типичную ошибку и наибольшую трудность, которую испытывает ученик при написании текста изложения.

2. Объем информации. Хоть предлагаемые для изложения тексты и соответствуют необходимым учебным стандартам, все же современному «среднему» ученику бывает крайне сложно запомнить, а, следовательно, и воспроизвести сюжет произведения или отрывка. Мозг ребенка слишком много получает информации за день, благодаря указанным выше достижениям науки, поэтому «дополнительная история», которую надо запомнить и изложить либо подробно, либо кратко, может «не уложиться» в необходимом объеме в его сознании.

3. Стилистические трудности. Пересказать художественный текст своими словами – одна из самых сложных задач для ученика. Хочется ведь рассказать почти слово в слово, также как и у автора, но… мы не тургеневы, и не гончаровы, и не паустовские… Поэтому надо самостоятельно подбирать, находить слова и выражения, которые синонимичны по смыслу текстовым. Наш метод помогает ученику зафиксировать «опорные» авторские слова, чтобы дальше было легче излагать суть содержания.

4. Мелкие подробности. Как правило, внимание детей занимает какая  – нибудь незначительная с точки зрения сюжета произведения деталь, и они посвящают ей большую часть своего внимания, то есть отвлекаются от основной сюжетной линии произведения или отрывка. Наш метод уникален тем, что ученику практически невозможно будет отвлечься, так как жесткая фиксация последовательности событий не даст ученику подобного шанса.

5. Предупреждение орфографических ошибок при написании глагольных форм. Так как основой нашего метода является глагол, то фиксация учениками глаголов в четкой последовательности предполагает и повторение, и закрепление правописания глаголов, что тоже является хорошим подспорьем по выработке навыка грамотного письма.

Хочется добавить, что настоящий метод прошел апробацию и был отмечен Благодарственным письмом АППО СПб, как инновационный продукт в 2011 году. Надеемся, он поможет кому – то из вас, а вашим ученикам принесет ощутимую пользу. Желаем творческих успехов!

«Глагольная цепочка».

В качестве примера рассмотрим текст Ю. Бондарева «Аисты в небе войны».

                Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, все спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.

Начало урока – традиционное: учитель читает текст, задает вопросы ученикам на первичное восприятие, затем читает еще раз. И вот тут дети (в тетрадях у которых уже прочерчена сбоку прямая линяя длинною в лист) начинают фиксировать глаголы, которые слышат во время чтения текста.

Фиксируются глаголы в строгой последовательности, в столбик, друг за другом. Каждому глаголу отводится отдельная линейка. В прилагаемой к статье презентации показано, как выглядит тетрадь ученика поэтапно.

Затем текст читается в третий раз;  ученики подписывают возле глаголов те слова, которые необходимы им для наиболее подробного изложения содержания. После этого проводится словарная работа, составляется план изложения. План урока зависит от того, какой вид изложения пишут ваши дети.

После этого наша «рыба» готова к употреблению, и ученики могут приступать к выполнению основного задания – написания изложения.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.