ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Шавырин Сергей Николаевич

Дата публикации: 20.12.2013

Рубрика: Литература, Родной язык, литература

Тип материала: Методическая разработка

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Шавырин С.Н. Игра-путешествие «Счастливый случай» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2013/12/1199 (дата обращения: 18.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №5 г. Кунгура

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

игра-путешествие «Счастливый случай»

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Шавырин Сергей Николаевич

Кунгур, 2010

Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-путешествие

Дата проведения: 2 ноября 2010 г.

Участники мероприятия: учащиеся класса .

 Цель:     проверка, обобщение и систематизация знаний по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

  1. Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос.
  2. Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры.
  3. Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия.

Оборудование:     игровое поле, игровой кубик, фишка, 2 листа для отметки набранных баллов и подведения итогов игры, призы для участников команды.

Подготовительная работа:

Для учителя – разработка конспекта мероприятия; подготовка аудитории, наглядности и призов.

Для учащихся – повторение материала по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительная часть.
  1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

Мы приветствуем вас на игре «Счастливый случай» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задача, конечно, не слишком простая,

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлечения,

То праздникам станет любое ученье!

  1. С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л и м е р о п р и я т и я.

    Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятное?!» Мы согласимся с ним и начнем нашу игру. В добрый путь!

    1. Основная часть.
  2. О б ъ я с н е н и е п р а в и л и г р ы.

В игре участвуют две команды «Белогорцы» и «Оренбуржцы». Каждая команда по очереди бросает игровой кубик и делает фишкой то кол-во ходов, число которых выпало на кубике. Если команда становится на кружок с числом, то отвечает на вопрос и зарабатывает указанное в круге число баллов. Если команда не может дать ответ, право отвечать получает вторая команда. Команда, которая ответила правильно, зарабатывает баллы в свою таблицу. В итоге игры подсчитывается общее кол-во баллов. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов, считается победителем. За однократное нарушение правил игры и дисциплины команда теряет 1 балл.

  1. Х о д и г р ы.

    Команды по очереди бросают кубик, делают ходы и отвечают на вопросы игрового поля, учитель отмечает кол-во набранных баллов в таблице. Вопросы см. в Приложении 1. Игра считается оконченной, когда фишка оказывается на финише.

    1. Заключительная часть.

    Учитель подсчитывает общее кол-во баллов каждой команды, объявляет и награждает победителей.

Приложение

1. К какому жанру относится произведение «Капитанская дочка»?

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть

2. Как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.

а) Эпиграф раскрывает содержание главы.

б) Эпиграф предваряет появление героя.

в) Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

г) Эпиграф иронически трактует последующие события.

3. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

4. В какое время происходили события в повести «Капитанская дочка»?

а) 1773 – 1774

б) 1873 – 1874

в) 1678 – 1674

г) 1573 – 1574

5. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

а) Оренбургская губерния.

б) Санкт-Петербург.

в) Белогорская крепость.

г) Москва.

6. В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

7. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»

8. Отметить верное суждение.

а) Образ Пугачёва является центральным образом повести.

  • б) Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта

9. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

  • в) Петр Гринев

г) Савельич

  • 10. Как звали Савельича?

а) Осип

б) Иван

в) Семён

г) Архип

11. Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I     б) Петр III

в) Иван IV    г) Павел I

12. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

  • 13. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

14. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

  • 15. Какова причина ссоры и дуэли Гринёва и Швабрина?

а) Швабрину не нравились стихи Гринёва

б) Швабрин оскорбил Машу Миронову

в) Гринёв доносил на Швабрина

г) Их поссорил Савельич

  • 16. Какой подарок делает Пугачёв Петру Гринёву?

а) шубу                 в) власть

б) не делает подарка        г) жизнь

17. Какой главе в произведении соответствует эпиграф «Мирская молва – морская волна»?

а) Сержант гвардии

б) Суд

в) Незваный гость

г) Приступ

  • 18. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым:

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»

19. При каких обстоятельствах происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачевым?

а) при захвате крепости

б) во время казни Пугачёва

в) когда Гринёв едет в крепость спасать Машу от Швабрина

г) Когда Гринёв заблудился в степи во время метели

20. Кого Пугачёв назначил новым комендантом крепости?

а) Гринёва

б) Швабрина

в) своего сподвижника капрала Белобородова

г) Ивана Миронова

  • 21. Почему Екатерина II помиловала Гринёва?

а) получила письмо от отца Гринёва

б) Швабрин во всем признался

в) поверила рассказу Маши Мироновой

г) Пугачёв просил помиловать Гринёва

  • 22. Кто произносит в повести эти слова: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»?

а) Пугачёв

б) Швабрин

в) Гринёв

г) Савельич

  • 23. Дополните портрет Пугачёва, вставив пропущенное слово: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но …»:

а) сердитое

б) печальное

в) плутовское

г) измученное

  • 24. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

а) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

б) Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.

в) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.

  • 25. Отметить воинское звание Гринёва.

а) Корнет.

б) Прапорщик.

в) Поручик.

г) Рядовой.

  • 26. Отметить верное суждение.

а) В центре повести «Капитанская дочка» – судьба героев в трагическое время Пугачёвского бунта.

б)В центре повести «Капитанская дочка» – история жизни Петра Гринёва.

  • 27. Сколько лет Петруше Гриневу и Маше Мироновой

(Гриневу – 16-17 лет. Маше 18 лет)

  • 28. Кто такой инвалид в царской армии

(состарившийся на службе солдат).

  • 29. О ком сказано в повести: «он был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»? (Бопре)

30. Как употребил географическую карту Петруша Гринев? (сделал из нее бумажного змея)

  • 31. Как звали урядника в Белогорской крепости? (Максимыч)

32. Какие советы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?

(Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников. За их лаской не гоняйся. На службу не напрашивайся. От службы не отговаривайся. Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду).

  • 33. Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено?

(Это река Урал. После Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничего не напоминало о бунте).

  • 34. Кто и почему распоряжается в крепости? (Действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла так точно, как своим домом).

35. Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи).

 36. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

(Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начинал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же ссоры и дуэли послужила не «просто грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета». Ссора назревала давно и была неизбежной).

37. Как был ранен Гринев?

(Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар).

  • 38. Что защищал Гринев на дуэли?

(Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. А Василисе Егоровне, не называя истинных причин, объяснил, что они с Швабриным поссорились «за песенку»).

39. Почему Гринев помирился со Швабриным?

(«Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника»).

  • 40. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословлении на брак с Машей Мироновой?

(Отец решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь»).

  • 41. Как Гринев-отец узнал о взаимоотношениях сына с Машей?

(отцу донес Швабрин, написав ему письмо).

  • 42. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

(Маша считала, что без благословления родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья «хотя бы с другой»).

  • 43. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?

(Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры» к отражению «злодея и самозванца». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости).

  • 44. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(бескорыстие, честность, верность присяге императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

  • 45. Как описан Швабрин в сцене казни?

(он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу).

  • 46. В чем причина чудесного спасения Гринева?

(Пугачев узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике).

  • 47. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?

(Пугачев проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринева целовать его руку так: «Его благородие, знать, одурел от радости»).

  • 48. Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне?

(народ показал себя как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачев уехал, «народ бросился за ним»).

  • 49. В чем причина падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

(Пугачев встретил большую поддержку в народе. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было нацелено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа).

  • 50. Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачев велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?

(Пугачев был неграмотен, но не хотел в этом признаться, поэтому он схитрил: «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Сцена с Савельичем носит юмористический характер: верный слуга решил разграбленное барское добро, едва избежав гибели. Прием несоответствия действий героя ситуации создает юмористический эффект).


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.