ИСКУССТВО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

Исаева Наталья Александровна

Дата публикации: 03.04.2014

Рубрика: Дополнительное образование, МХК. Музыка. ИЗО

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Исаева Н.А. Искусство концертмейстера // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/04/1336 (дата обращения: 22.07.2023)

Опубликовано пользователем: Nati nati

                   Исаева Наталья Александровна

ШИ №2 г. Караганда

преподаватель фортепиано, концертмейстер

 

Искусство концертмейстера

1.Об аккомпанементе

Чем меньше исполнителей, тем тоньше должен быть аккомпанемент. Поэтому соло или сольная ария лучше всего дают возможность судить о достоинствах аккомпаниатора. Наибольшее внимание в них следует обратить на то, чтобы совместными усилиями выявить намерения исполнителя ведущей партии. Трудно сказать, чья роль при этом важнее – аккомпаниатора или солиста. Последний затратил, быть может, немало времени, чтобы хорошо исполнить свою вещь, которую он, согласно теперешней моде должен отшлифовать самостоятельно, однако он еще не может с уверенностью рассчитывать на успех у понимающего слушателя ибо только хорошее сопровождение может оживить его исполнение.

Между тем, аккомпаниатор часто не имеет достаточно времени, чтобы хоть бегло просмотреть предлагаемое ему произведение, и тем не менее должен экспромтом помочь солисту раскрыть перед слушателями красоты, которые тот заучивал так долго, и с таким трудом.

Тем не менее солисты и певцы обычно все «браво» слушателей принимают на свой счет, не оставляя ничего своему аккомпаниатору. Достоинство хорошего аккомпанемента – не в многочисленности и пестроте фигураций и не в сильном шуме, производимом без соответствующих на то указаний. Все это легко может повредить главному голосу и отнять у него свободу, в частности свободу различных изменений при повторениях.

Аккомпаниатор имеет иногда много шансов выдвинуться и привлечь к себе внимание понимающего слушателя тем, что играя совершенно спокойно, выкажет твердость и благородную простоту исполнения, не затмевая блеска солиста. Аккомпаниатор не должен бояться, что слушатель позабудет о нем в случае, если он не будет беспрерывно грохотать. Ничего не ускользнет от внимания понимающего слушателя – в его душе мелодия и гармония всегда неразрывны.

В то время, когда главный голос молчит или исполняет простые ноты, аккомпаниатор всегда может дать волю сдерживаемому темпераменту, если того требуют обстоятельства и характер произведения.

 

 

2.О некоторых украшениях аккомпанемента.

 

Обычно, когда хотят похвалить хорошего аккомпаниатора, говорят, что он аккомпанирует с тактом. Под этим подразумевают очень многое, а именно: аккомпаниатор умеет хорошо разобраться в содержании произведения, слышит его общее звучание, своих товарищей по исполнению, особенно исполнителя главного голоса, обстановку исполнения, слушателя и т.п. и умеет сообразовать со всем этим свое исполнение. С величайшей скромностью он стремится помочь тем, кому аккомпанирует, добиться желанного успеха, несмотря на то, что сам иногда сильнее их. Эту скромность он особенно проявляет по отношению к непрофессионалам. Он скорее даст им выдвинуться, чем затмит их. Кроме того он все время сообразуется с намерениями автора и исполнителей, старается помочь им выявить и осуществить свой замысел. Он использует все тонкости исполнения и аккомпанемента, которых требует содержание произведения, стараясь однако ни для кого не быть помехой. Поэтому он применяет свое искусство бережно, не ежеминутно, а лишь там, где оно уместно. Он не должен слишком мудрить, не должен забывать, что у него не ведущая партия, а только аккомпанемент. Он знает, что при хорошем сопровождении произведение оживает, при бедном – даже наилучший исполнитель теряет очень много; оно губит всю красоту, а главное и сам он лишается хорошего расположения духа.

Словом, чтобы аккомпанировать с тактом, нужны настоящая душа, хорошая голова и доброжелательность. Аккомпанировать с тактом – значит прощать иногда ошибки других, быть к ним снисходительным. Часто этого требует вежливость, иногда- необходимость. Например, когда нужно надлежащим образом исполнить произведение с большим количеством исполнителей неравных по силе, то лучшему из них, следовательно и аккомпаниатору, придется делать уступки. Чтобы аккомпанировать с тактом, нужно искусно владеть инструментом. В чем же заключается хорошее исполнение? Не в чем ином, как в умении донести до слушателя посредством пения или игры на инструменте истинное содержание музыки, ее аффект. В различном исполнении нужно так изменить одну и ту же музыку, что ее трудно будет узнать. Если при исполнении слышен каждый звук, если все ноты с соответствующими им хорошими «манерами» играются непринужденно, в нужное время, с необходимой силой звучности, точно соответствующей содержанию произведения, то можно сразу сказать, что это хорошее исполнение.

Чтобы достичь этого, необходимо досконально изучить свойства инструмента, на котором собираешься играть,иначе будешь нажимать клавиши либо слишком слабо, либо слишком сильно. Каждую клавишу, даже в самых быстрых пассажах, надо нажимать с надлежащей силой,иначе исполнение будет неровным и неотчетливым. Некоторые музыканты играют вязко, точно у них клей между пальцами, и выдерживают звуки дольше, чем нужно. Другие, стремясь избкжать этого, играют слишком коротко, словно на раскаленных клавишах. Это тоже плохо. Вообще говоря, средний путь- наилучший; однако в свое время хороши все способы удара.

3. Важные аспекты совершенствования игры концертмейстера.

Очень полезно слушать как солистов, так и целый ансамбль. Это помогает проникнуть в истинное содержание произведения. Слушать хороших музыкантов тем более необходимо, что все музыкальные тонкости подчинены целому ряду случайностей. Если исполнитель не хочет остаться непонятым, он должен сыграть все ноты и паузы, кроме фермат и каденций, в строгом соответствии  и избранным движением; тем не менее, не редко можно намеренно допускать красивые погрешности против такта.

Когда играешь один или с небольшим количеством опытных музыкантов, можно изменить иногда все движение в целом-сопровождающие поймут твои намерения и не будут ошибаться, а станут лишь более внимательными. Когда же играешь с большим количеством музыкантов, вдобавок не равных по силе, то можно изменять доли такта только в своем голосе, общее же движение должно быть сохранено неизменным.

При открытом выступлении, как бы технически «крепок» ты ни был, не бери на себя больше, чем можешь, так как в это время редко обладаешь нужным расположением духа и спокойствием. Чтобы не взять слишком быстрого темпа и не быть вынужденными потом остановиться, проверь свои возможности на самых быстрых и трудных пассажах.Пассажи, удающиеся дома не всегда и с трудом, не следует играть при открытом выступлении, потому что это требует особого самообладания. Можно также предварительно испытать инструмент, попробовав на нем трель и другие мелкие «манеры». Все эти предосторожности необходимо принять во внимание для того, чтобы, во-первых, исполнение было легким и плавным и во-вторых,чтобы избежать боязливых гримас, которые, вместо того , чтобы оживить слушателя, возбудят в нем досаду. О темпе произведения можно судить по общему его содержанию, обозначаемому обычно общепринятыми итальянскими терминами, в особенности же по самым быстрым пассажам, которые в нем встречаются.

Чтобы научиться хорошему исполнению, надо слушать хороших музыкантов – об этом уже упоминалось. Можно добавить, что в особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как у них научишься мысленно петь. После того, как послушаешь их пение, очень полезно для правильного исполнения фразы ,пропеть ее самому.

Музыкант может растрогать слушателей только в том случае, когда будет растроган сам, поэтому он должен уметь проникнуться теми аффектами, которые он хочет возбудить у слушателей; делая свои чувства понятными для них, он заставит их сопереживать. При музыке томной и печальной он сам делается томным и печальным- это и слышно, и видно по нему. Таким же образом он переносится в музыку бурную, веселую или какого-либо иного характера. Страсти его все время сменяют друг друга: едва утихнет одна, как уже пробуждается другая. Эту дань он отдает всем произведениям, написанным выразительно, будь они его собственные или чужие; в последнем случае он переживает те же страсти, что и автор во время написания произведения.

При этом без мимики нельзя обойтись – это может отрицать только тот, кто, будучи бесчувственным, сидит за инструментом, как изваяние. Насколько неприлична и вредна для исполнения безобразная мимика, настолько же полезна  хорошая, ибо она помогает передать слушателю наши намерения. Бесчувственные музыканты, несмотря на свое техническое мастерство и свои в общем неплохие произведения, часто оказывают сами себе плохую услугу. Они не знают, что содержится в их произведениях, так как не в состоянии раскрыть этого своим исполнением. Когда же их произведения сыграет музыкант тонко чувствующий, владеющий искусством хорошего исполнения, они с изумлением видят, что они содержат более, чем они думали и могли предполагать. Таким образом, даже посредственное произведение выигрывает от хорошего исполнения, которое иногда создает ему успех.

Природа так щедро одарила музыку, что каждый может найти в ней что- нибудь  для себя; поэтому музыкант должен всячески стремиться удовлетворить самых разнообразных слушателей.

Таким образом из всего вышесказанного становиться понятно, что аккомпаниаторство – это творческая деятельность. Концертмейстер должен тонко чувствовать музыку, понимать солистов, их намерения, аккомпанировать с тактом. Эти задачи очень специфичны, трудоемки и требуют большой эмоциональной отдачи от концертмейстеров.

Библиография

1.Е.Шендерович «В концертмейстерском классе» М., Музыка 1996

2.Н.Крючков «Искусство аккомпанемента» М., Музыка 1988


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.