СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЖЕЛАННИЦА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЧЬИ РОДИТЕЛИ РАЗВОДЯТСЯ)

Абрамова Е.Н.

Дата публикации: 12.04.2014

Рубрика: Психологу

Тип материала: Методическая разработка

Библиографическая ссылка:
Абрамова Е.Н. Сказкотерапевтическое занятие «Желанница» (для детей, чьи родители разводятся) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2014/04/1352 (дата обращения: 19.11.2017)

Опубликовано пользователем:

структура занятия основана на материалах книги «Тренинг по сказкотерапии»//под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.-СПб.:Речь,-2006 

Цель: помочь ребенку пережить ситуацию развода родителей, снять скопившееся напряжение, дать выход эмоциям, используя сказочных персонажей ; сделать куклу-оберег Желанницу, которая останется «защищать» детей после занятия в сложных жизненных ситуациях.

Оборудование: свеча, кусочки белой и цветной ситцевой ткани, примерно по 30 см (3 вида: белая и две разных цветных), вата, ленточки атласные разноцветные, клей, пуговицы или бусинки).

Возраст: с 3 лет

Ход занятия

1.Ориентация.

Знакомство.

Ведущий:

-Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня нас ждет удивительное путешествие. Мы отправимся с вами в страну, где сможем научиться настоящему волшебству, и где каждый заберет с собой верную и преданную подругу, которая будет вас оберегать и исполнять желания.

Прежде, чем отправиться в волшебную страну, давайте с вами познакомимся. Меня зовут…..А вас как?

По кругу высказываются все участники. Затем, ведущий продолжает.

-Спасибо, дорогие путешественники, мы разные, но сегодня все хотим отправиться в гости к сказке и научиться волшебству. Волшебство часто невидимо ,только чуткое сердце может его услышать. И в волшебной стране мы с вами будем учить свое сердце быть чутким, видеть волшебство. Отправиться в волшебную страну нам поможет чудесная свеча, которую мы будем передавать друг другу.

2. Ритуал «входа» в занятие.

Ведущий включает музыку и зажигает свечу. Свечу передают друг другу.

-Давайте, дорогие друзья, закроем глаза…Мы погружаемся в волшебный мир , полный загадок и необычных встреч. Настроимся, чтобы почувствовать его. Прикоснувшись к свече, мы получили ключ от сказки. Предлагаю мысленно открыть туда дверь. Когда мы откроем глаза, вроде бы заметно ничего не изменится (но вы же помните, что волшебство не видно простым глазом), но появится очень важный настрой, который повысит чуткость вашего сердца, поможет понять волшебство.

Глубоко вдохните, медленно выдохните…Постепенно откройте глаза. Посмотрите, что-то изменилось вокруг? Да.., непросто увидеть волшебные изменения.. Вот и будем учить свое сердце чувствовать волшебство. И даже творить волшебство!

Для нас очень важно совершить переход в волшебный мир, чтобы не перепутать, где мы на самом деле живем, а где живет сказка. Из волшебной страны мы возьмем с собой только полезное, важное, что будет нам потом помогать , когда будет трудно.

3. Расширение.

Сегодня с вами мы идем в гости к медвежонку. У него случилась беда и нам нужно ему помочь.

Звучит музыка.

Позвольте мне рассказать вам эту сказку.

РАССТАВАНИЕ

( по сказке Блиновой Татьяны Николаевныhttp://www.blagopoluchie-sp.ru/materialyi/stati/psihologicheskie-skazki-dlya-detey-dlya-vzroslyih-pritchi)

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только:

- Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже.

Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили.

Ведущий

-Что беспокоит мишутку? О чем он думает?

Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное:

- Вставай, соня, день уже начался!

- Какие странные эти взрослые, — размышлял мишутка, — вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо.

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги .

Ведущий:

-Куда пошел мишутка?

Постучался к филину.

Ведущий:

-О чем он спросил филина?

- Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Ведущий:

-Что ответил филин?

Филин задумался.

- Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

- Даже тебе?

- Даже мне.

- Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

Ведущий:

-вы тоже так думаете?

Но филин сказал:

- Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

- Но если ему плохо, почему он не вернется?

- Потому что в жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

- Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

Ведущий:

-вы тоже так думаете?

А филин ответил:

- Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

- Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

- Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долго. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

- Это как у лисенка? От них ушла мама.

- И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступиться, как тоже достается.

- Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

- Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались. Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают. Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит и жить вместе становится трудно.

- Я понимаю, но от этого не легче.

- Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь всегда тяжело, но такое иногда случается. Главное, суметь это пережить.

когда-то бабушка Сова рассказывала, что за дальним водопадом живет тетушка Желанница, я предлагаю отправится к ней в гости, она тоже много знает, а еще больше-умеет!

Я предлагаю вам самим изготовить свою Желанницу.

(изготовление куклы Желанницы)

Тетушка рассказала, что, действительно, взрослые часто перестают жить вместе, но от этого меньше любить своих детей не перестают.

-А если, вдруг, тебе захочется срочно увидеть маму или папу, а они будут далеко, то ты закрой глаза, возьмись за краешек моего платка и попроси, а я полечу и передам им все, что ты хочешь сказать, и они обязательно тебя услышат. А когда придут, расскажи, как долго ты их ждал и как сильно их любишь!-учила тетушка Желаннца.

Поблагодарили они тетушку и отправились домой в лес.

- Трудно быть ребенком, — вздохнул медвежонок.

- Взрослым быть тоже не легко.-ответил филин.- Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей. И мишутка зашагал домой.

4.Интеграция.

-Дорогие друзья, что важного произошло на сегодняшнем занятии? Что вам понравилось и запомнилось?

5.Резюмирование.

Итак, на сегодняшнем занятии мы вами узнали,что действтельно, иногда амы и папы не живут вместе, но от этого они не перестают любить своих детей. Когда будет грустно и захочется пообщаться и загадать желание увидеть маму или папу, всегда можно попросить Желанницу, которую вы сегодня сделали своими руками, и она обязательно поможет!

Ну, вот и пришло время возвращаться из волшебной сказки.

6.Ритуал «выхода»

Ведущий включает музыку и зажигает свечу.

-Пожалуйста, передайте друг другу свечу. А теперь закройте глаза…Глубоко вдохните, медленно выдохните. Мы возвращаемся из волшебного мира-в реальный, забирая с собой все доброе и полезное, что услышали и чему научились. Прикладывая ладошки к груди, прошепчите: «Я забираю с собой…»

-А теперь еще один глубокий вдох…,выдох…Откроем глаза..и вернемся в реальный мир!

-Может показаться, что ничего не изменилось, но мы уходим немного другие…

И если, вдруг, станет грустно, вспомни этот танец ежика…Он бежал-бежал за мишуткой-и только догнал: (видеоhttp://www.odnoklassniki.ru/video/973015070)

Подготовила практический психолог КЗ «УВК «Гарант» г.Лисичанска Луганской обл.Абрамова Е.Н.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.