КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ «БРАТСКИЕ СТРАНЫ – БРАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ»

Шедогубова Елена Петровна

Дата публикации: 16.05.2014

Рубрика: Литература

Тип материала: Уроки

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Шедогубова Е.П. Конспект урока по литературе «Братские страны - братские культуры» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/05/1402 (дата обращения: 20.07.2023)

Опубликовано пользователем: Шедогубова Елена Петровна

КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»
г. Семилуки Воронежской области

Шедогубова Елена Петровна
Учитель русского языка и литературы
КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»

Тема «БРАТСКИЕ СТРАНЫ – БРАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ»

КОНСПЕКТ УРОКА (ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ) ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)

Характеристика мероприятия: урок-концерт, классный час, внеклассная работа, работа по развитию речи

Целевая аудитория: учащиеся 7-11 классов, учителя гуманитарного цикла, свободная аудитория

Предметы: литература, история, психология, мировая художественная культура, искусство (музыка)

Цель мероприятия:

Формирование духовно- нравственных качеств, развитие художественного вкуса и кругозора учащихся, знакомство с культурой братской Беларуси, воспитание толерантного отношения к культурным ценностям другого народа.

Задачи:

- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование широкого кругозора учащихся ;
- воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности;
- адекватное восприятие культуры другого народа

Используемые учебники и учебные пособия:
Интернет-ресурсы-

http://ru.wikipedia.org

http://enc-dic.com/enc_lit/Belorusskaja-literatura

http://otherreferats.allbest.ru/literature/00154047_0.html

Используемое оборудование:
мультимедийное оборудование, ноутбук, CD диски.

Краткое описание
Музыкально-литературная композиция «Братские страны – братские культуры» дает возможность участникам реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор, овладеть новыми знаниями в разных учебных областях, в том числе в истории, обществознании и литературе.
Мероприятие дает возможность всем участникам и зрителям почувствовать родство и единство культур русского и белорусского народов, а презентация и видеоклипы, стихотворения и песни вызывают интерес к неразрывной истории двух стран, дают возможность ощутить связь истории и обществознания с литературой, музыкой, искусством.
(Демонстрация презентации «Братские страны – братские культуры» проводится в сопровождении аудиозаписи ансамбля «Песняры» «Белоруссия» или «Беловежская пуща» – по выбору учителя).

СЛОВО УЧИТЕЛЯ
В наше сложное время, разобщающее страны и народы, нам всем необходимо научиться слушать и слышать друг друга, искать в истории стран-соседей не то, что отделяет и отдаляет нас, а то, что объединяет: героическое прошлое, общие беды и победы, герои и великие свершения. Именно об этом мы и будем говорить сегодня, вспоминая историю двух стран – России и Белоруссии. А зеркальное отражение истории любой страны – это искусство и, в первую очередь, литература.
2 апреля 1996 года был подписан договор о создании сообщества Беларуси и России. Через год в этот же день был подписан договор о Союзе Беларуси и России. После распада великой страны Союза Советских Социалистических Республик (СССР) это был один из первых официальных договоров о мире, дружбе и сотрудничестве во всех областях экономической и культурной жизни двух стран. (Слад 2)
Этот договор формально закрепил и подчеркнул много веков существовавшую общность культур двух народов, очень близких по происхождению, корням, вере, языковым истокам.
(Вопросы классу – к какой группе народностей принадлежат и русские и белорусы, какая у нас вера, существует ли русско-белорусская граница, как называется столица республики Беларусь?).
Происхождение названия «Белая Русь» одни исследователи связывают со словом «белая» в значении «независимая, свободная», другие — с обликом населения либо цветом национальной одежды. Первое упоминание названия «Белая Русь» относится к XIII веку. В 1918 году была провозглашена Белорусская Народная Республика. А 1 января 1919 г. в г. Смоленске была образована Советская Социалистическая Республика Беларусь (ССРБ). С 1922 года название страны стало звучать как БССР. Это название просуществовало до распада СССР в 1991, после чего преемником БССР была объявлена Республика Беларусь.
Государственные символы – это часть истории, воплощение её героических и трагических страниц. Символами государственного суверенитета Республики Беларусь являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
Государственные языки: белорусский и русский.
Государственный флаг – это прямоугольное полотнище из двух цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зелёного цвета в 1/3 ширины флага.
Красный цвет символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело, это знак счастливой жизни. Это цвет знамён Красной Армии и белорусских партизанских бригад.
Белый цвет – это цвет свободы, цвет нравственной чистоты и мудрости.
Зелёный цвет – цвет добра, роста, благополучия и мира, это цвет лесов.
Около древка флага вертикально размещен национальный орнамент красного цвета на белом поле, символ древней культуры народа, трудолюбия, единства. На флаге запечатлена часть древнего орнамента. Работа была выполнена в 1917 году простой крестьянкой Матреной Маркевич.( Слайд 3)
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: “Рэспублiка Беларусь”. (Слайд 4)
Запомните, что отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к своему государству. А оно должно быть уважительным. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры.
(Мини-доклады учащихся о столице республики, о ее промышленности, сельском хозяйстве, связях с Российской Федерацией, о национальном заповеднике Беловежская Пуща).(Слайды 5.6, 7)
В области художественного творчества белорусская народность имеет богатый фольклор
(Вопросы классу – Что такое фольклор? Какие виды фольклорных произведений вы знаете? Что такое народная сказка и авторская сказка? Приведите примеры).
Сказка является наиболее разнообразным жанром белорусского фольклора. Один авторитетный исследователь говорит: «Перечитав все сказки, мы можем смело утверждать, что по живописи и красоте рассказа белорусские сказки не имеют себе равных». В ряду фантастических сказок особенно выделяется своим богатством животный эпос.
Но преобладающей является в белорусской литературе крестьянская стихия. С этими чувствами и настроениями связано и творчество старшего поколения литературных деятелей, среди которых наиболее выдающимися являются Янка Купала и Якуб Колос.
Янка Купала наиболее ярко отразил в своем творчестве настроения революционного крестьянства; это народный трибун, провозвестник социальной революции, который во тьме реакции видел светлые зори и звал к этим зорям.
Якуб Колос— наиболее плодовитый и глубокий белорусский поэт и писатель. В своих произведениях он дает широкую картину родной природы, быта и психологии. Органически связанный с крестьянством, он преимущественно отражает жизнь и идеологию этого класса. В творчестве Колоса в одно гармоническое целое объединяются задушевный лиризм, мягкий и добродушный юмор, острая наблюдательность и тонкость психологического анализа.
Белорусская литература сформировалась на общей почве с русской и украинской литературой эпохи Киевской Руси. Литературными образцами данного периода являются «Речь Иоанна Полоцкого» (X век), «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» (конец XII века), «Слова» и поучения Кирилла Туровского. Наиболее видными представителями «золотой поры» в развитии древней белорусской письменности являются Франциск Скорина, Василий Тяпинский и Симон Будный. С именем Франциска Скорины связано и начало книгопечатания в Белоруссии; в 1517 им была напечатана в Праге переведенная с чешского языка на белорусский Библия, а в 1525 в Вильно был издан печатный «апостол»; в этом отношении Белоруссия значительно опередила Московскую Русь, где первая печатная книга появилась только в 1573.
(Вопросы классу – Как звали первого русского печатника? Какая книга была напечатана первой на Руси? В каком городе установлен памятник Ивану Федорову?)
Сравнительно раннее возникновение книгопечатания безусловно служит показателем довольно высокого культурного уровня, на котором стояла тогдашняя Белоруссия.
Еще более ярким показателем этого уровня является и сама личность Франциска Скорины; он был тесно связан с городской культурой и воспринял некоторые идеи западно-европейского гуманизма.
XVIII век — начало ХХ века
Начало формирования литературы на белорусском языке приходится на последнюю четверть XVIII века. В это время была создана первая национальная комедия на белорусском языке — «Комедия» К. Марашевского. Процессы активизации творчества на белорусском языке продолжились в начале XIX века (сатирические поэмы «Тарас на Парнасе» Константина Вереницына и «Энеида наизнанку» Викентия Ровинского.
Во второй половине XIX века начинается эпоха реализма.
Новый этап развития белорусской литературы наступил после революции 1905—1907 годов. В Вильно появились первые газеты на белорусском языке: «Наша Доля»(1906) и «Наша Нива» (1906—1915), вокруг которых образовалось первое сообщество белорусскоязычных писателей.
Во время Первой мировой войны и провозглашения БНР (1918) в белорусской литературе доминировала проблематика патриотизма.
С 1921 начинается широкое издание книг на белорусском языке. Две издательские организации — изд-во «Савецкая Беларусь» и Белорусское отделение государственного изд-ва РСФСР в Берлине — издают ряд произведений белорусских поэтов и писателей. Изд-во «Савецкая Беларусь» выпускает из печати в 1922 «На зачарованных гонях» — сборник новелл З. Бядули, его же сборники стихов «Под родным небом»; сборник стихов Янка Купала и поэму в стихах Якуба Колоса — «Новая земля, которые дают яркую картину жизни белорусского крестьянина.
В 1920-х годах после образования БССР (1919) литературная жизнь особенно группировалась вокруг журналов «Маладняк» (1923—1928) и «Узвышша» (1926—1931), издававшимися одноименными литературными организациями. (Слайд 9)
После Великой Отечественной войны главными темами белорусской литературы стали военные события. Особое место занимает творчество поэтов-фронтовиков, в котором раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма (Алексей Пысин, Аркадий Кулешов). Со второй половины 1960-х годов в белорусской прозе стали подниматься проблемы морального выбора, свободы творчества (Василь Быков «Сотников», Владимир Короткевич, Андрей Макаёнок, Иван Пташников, Алесь Адамович).
Специализированными периодическими литературными изданиями в современной Белоруссии являются газеты «ЛиМ» («Літаратура і мастацтва») (с 1932), «Слово писателя» (с 2011), журналы «Полымя» (с 1922 года), «Нёман» и «Маладосць».
Наши страны объединены общим героическим прошлым, общей кровью, пролитой солдатами разных национальностей на полях Великой Отечественной войны, общей великой Победой над фашизмом. Мы не имеем права забыть о «героях былых времен», отдавших свои жизни ради будущих поколений. (Слайд 10)
(Демонстрация видеоролика «Минута молчания», «На братских могилах» или «Журавли» – по выбору учителя).
Закончить наш разговор о единстве культур двух братских народов я хотела бы стихотворением современного поэта Евгения Нефедова «В пути»:

Вдоль дороги от Москвы до Минска
Тишина рассветная повисла,
Лишь поют вдали колокола,
Где сияют храмов купола.
Над дорогой от Москвы до Минска
Птичья стая пролетела низко,
А с лугов, как белые стога,
Светят ей последние снега.
На дороге от Москвы до Минска
Вдруг увидишь: как же это близко,
Как навечно Русь да Беларусь.
Отчего ж тогда на сердце грусть?..
Ах, дорога от Москвы до Минска,
Ниточка надежды на единство.
Ты одна сегодня без границ.
Сохранись, родная, сохранись.

Рефлексия: что нового вы узнали о республике Беларусь? О ее прошлом? О культурных и экономических связях с Россией? О перспективах развития? Понравился вам наш урок, если да – чем именно?


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.