ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (УДИ)

Культюшнова Ирина Борисовна

Дата публикации: 17.08.2014

Рубрика: История, Обществознание. Право

Тип материала:

Ключевые слова: ,

Библиографическая ссылка:
Культюшнова И.Б. Технология учебной деловой игры (УДИ) // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2014/08/1483 (дата обращения: 18.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Из опыта работы учителя истории и обществознания МАОУ СОШ №96 г. Краснодара Культюшновой Ирины Борисовны.

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Сегодня мы стоим на пороге введения новых стандартов обучения, и общество ощущает потребность в гибкой образовательной системе. Меняются цели и задачи перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование « компетентности», происходит переориентация на гуманистический подход. Внедряются новые педагогические технологии в учебно-воспитательный процесс школ России.

Переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к «компетентному подходу» потребует умение всех составляющих учебного процесса, в том числе и методов обучения. Ведь современный развивающий урок предполагает применение разнообразных образовательных технологий.

Я хочу остановиться на технологии учебно-деловой игры (УДИ). С какой целью я применяю эту технологию?

Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по истории и обществознанию, необходимо:

-формирование прочных умений и навыков;

-приводить примеры, подбирать аргументацию, формировать выводы.

Во-вторых, применение УДИ позволит создать среду , побуждающую к успеху, помогает развивать у школьников стремление к достижениям.

Учебная деловая игра представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный  контекст.

Использование в образовательном процессе учебной деловой игры предполагает интенсивное взаимодействие ее участников по освоению дидактического игрового материала. Цель в этом случае может быть достигнута только благодаря совместным усилиям либо группы в целом, либо ее подгруппы. Однако никогда цель учебной деловой игры не достигается индивидуально. Это создает широкие возможности для использования социально-психологических факторов, возникающих в игре с целью достижения интенсификации образовательного процесса и эффективной реализации технологии.

Метод игры в традиционной системе и УДИ существенно различаются своей инструментальностью, поскольку УДИ – технология и должна проводиться только в соответствии и по правилам технологии.

В системе традиционного обучения ученику предоставляется возможность действовать без учета его готовности или умений осуществлять какие-либо операции с информацией. В системе развивающего обучения действия учащегося (в сотрудничестве с учителем) с учетом многих условий приобретают статус метода. Деятельная методическая поддержка учебной деятельности учащегося обеспечивает благодаря обучению в игре результативность, развивает социализацию ученика. Моделируемая с помощью игры учебная деятельность является ключевым, организующим стрежнем, вокруг которого накапливаются, закрепляются и приобретаются новые знания. Игровая деятельность в своем развитии требует пополнения, обновления актуальных знаний. Причем обновление, усвоение новых знаний происходит не на уровне одной из сфер психики (например, потребностной, эмоциональной, интеллектуальной и др.), а одновременно во всех сферах с доминированием одной из них. Таким образом, учебная деловая игра создает социально-психологическая обстоятельства, обладающие мощным обучающим потенциалом.

Признаки игровой деятельности:

-условная реальность игры,

-символизм игровой деятельности и ее результатов,

-неопределенность игры,

-пространственно-временные рамки игры,

-вовлеченность в процесс обучения;

-диалогизм учебной деловой игры.

Учебная деловая игра, в отличие от традиционных методов игры, содержит в своей структуре средства личностного вовлечения ее участников в процесс обучения. Благодаря игре, мотивы поведения обучаемого, как правило не участвующие в ученом процессе, становятся неотъемлемой частью игровой деятельности подростка. Имеются в виду мотивы поведения, появляющиеся в ситуациях группового взаимодействия,такие, как стремление к лидерству желание исполнить свою роль как можно интереснее, лучше, не подвести товарищей и т.п

В системе развивающего обучения учебная деловая игра выстраивается как технология, потому проблему личностную установок на игровую деятельность у участников можно считать несущественной. Проблема может возникнуть лишь при недостаточном понимании специфики деловой игры, которая, в отличие от традиционных игровых методов, содержит мощную систему воздействия на мотивационную сферу учащихся. На этапе подготовки к игре достаточно отобрать участников и распределить роли. Вместе с тем ведение балльной системы оценок индивидуальных групповых результатов в деловой учебной игре повысит мотивацию учащихся на личные достижения в игре. Однако при этом следует учитывать риск усиления мотивов, сопряженных с самоутверждением и самооценкой участников, которые могут ослабить мотивы деятельности. В этом случае может произойти остановка игрового процесса. Проверенным средством выявления предполагаемых ролей участников игры является следующий социометрический метод: перед началом игры каждый из ее участников заполняет короткую анкету (3-5 пунктов). В анкете учащиеся должен указать, какую роль они хотели бы обыграть, коrо видят ведущим, кто, на их взгляд, может более удачно исполнить другие роли. Результаты обрабатывает учитель. Разумеется, этот метод срабатывает в том случае, когда у учащихся есть опыт игровой деятельности.

Важно, чтобы учитель вовремя решил социально-психологическую задачу ознакомления детей с правилами игры, поскольку существует реальная опасность, что школьники, не поняв, не усвоив до конца правила игры, не смогут в достаточной степени управлять ею, что приведет к потере интереса к ней. Это важное, критическое условие любой ировой деятельности. В худшем случае тможет возникнуть групповое противодействие в игре. Существенно, что сбой в игре по вине педагога может также произойти как минимум по двум причинам. Первая – слабое управление игрой; вторая – излишнее и частое вмешательство педагога в процесс.

Этапы учебной деловой игры:

- подготовка класса, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала.

-изучение материалов, консультации и предварительное обсуждение действий участниками игры.

- непосредственно игра: имитационное моделирование конкретных условий и динамики явления. Педагог не вмешивается в ход игры, не может исправлять действия ее участников. Допускается корректировка действий участников со стороны ведущего в том случае, если они отклонились от цели игры.

- анализ, экспертиза и обсуждение оценки результатов игры. Решающее слово – за экспертами. Участники имеют право отстаивать свою позицию.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

-принимать активное участие в отборе учебного материала игры, изучать его;

-строго следовать цели игры;

-уважать право одноклассников на собственное мнение, даже если оно резко противоположно твоему;

-быть терпимым и целенаправленно строить диалог, искать компромисс в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры;

-в ходе обсуждения игры или спора сосредоточиться на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента;

-продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнера;

-осуществлять рефлексию в процессе игры.

Функции деловой учебной игры:

- воссоздать определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности, поступков конкретной исторической личности

- моделирование систем отношений, характерных для данной деятельности, конкретного исторического периода, ситуации

- воспроизводит типичные социальные и социальной компетенциями

- репетиция и исполнение школьником социальных ролей, в которых отражается ценностный характер поступков конкретного исторического персонажа в конкретный исторический период.

Примером учебной деловой игры может быть следующие  сценарии:

Пример 1. Учебная деловая игра (конференция) на тему «Глобальные проблемы современности».

Совместно с детьми учитель заранее обуславливает, кто будет принимать участие в конференции, рекомендует дополнительную литературу, в процессе подготовки к конференции оказывает помощь ученикам. Эта форма урока позволит закрепить и углубить материал по полученной теме:

Цель игры:

Формирование самостоятельности в поиске знаний; приобретении и развитие обще учебных умений, развитие способности выступать перед классом с сообщение или докладом.

Подготовка и организация конференции.

Совместно с детьми заранее составляется программа конференции. Её оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема дата, время, докладчики и содокладчики, темы их выступлений.) Учащимся под руководством учителя заранее предлагается подготовить доклады (выступления политологов, экономистов, юристов и др.) Подготавливаются содокладчики, комментаторы. Учитель подготавливает (по желанию детей) ведущего конференции. До конференции, заранее, и корреспонденты и учащиеся школы берут интервью, задавая вопросы детям разных возрастов, о том какие проблемы сегодня можно называть глобальными. Просматривая ответы, участники конференции предлагают пути решения проблем.

По окончании конференции учителем актуализируются обозначения и прозвучавшие на уроке, во время игры, проблемы и перспективы их решения.

Пример 2. Учебная деловая игра «Суд над Иваном Грозным».

Цель урока:

Обобщить знания учащихся по изученной теме «Россия в XVI веке» и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать ее противоречивость.

Организация игры предусматривает опережающее задание, предполагающее изучение учащимися дома той части учебного содержания, которая необходима для полноценного участия в игре, кроме того, предполагается самостоятельное знакомство и изучение необходимой литературы эпохи Ивана Грозного.

План деловой игры.

1. Подготовка к игре (выбор действующих лиц процесса: учащиеся сами выбирают прокурора, адвоката, судью, свидетелей, экспертов, условного подсудимого).

2. Выстраивание группами линий поведения в зависимости от роли в игре.

3. Ход игры (судебное следствие, прения сторон, приговор).

В игровую ситуацию суда считаю уместным ввести элементы дискуссии об Опричнине, что поможет глубже понять эпоху и личность Ивана Грозного. В первой части игры «сам царь» и его «современники» оценивают эпоху, в которой они жили, а во второй части воспроизводятся взгляды потомков. Такое двойное видение позволяет под разными углами зрения проанализировать эпоху.

4. В заключительной части игры произносятся речи прокурора и адвоката. Игра заканчивается голосованием присяжных, каждый из которых объясняет мотивы принятого решения.В заключении хочу сказать, что технология УДИ помогает формированию у детей социальных качеств и нравственного самосознания. Главной задачей для себя считаю развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности и готовности к самообразованию.      

Список использованной литературы.

1. Арутюнов Ю.С. Деловая игра М., 1988.

2. Берзова Л.П. Игры на уроках истории. М., 2003.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

4.Патюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 2001.

5. Пафилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М., 2006.

6.Шевченко Н.И. Технология обучения истории в старшей школе. Методическое пособие. М., 2001.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.