Методические журналы публикуют достаточно разработок уроков, проводимых лучшими учителями на конкурсах. Такие уроки являются не просто вершиной творчества практиков, но и показывают их изобретательские способности. Если приложить модное словечко, то можно говорить о личностно-ориентированном подходе в методике, когда содержание и идея урока проходят через сердце учителя. Всегда выигрывает тот, чьи уроки не копии параграфов учебника, а педагогическая технология думающего мастера. В этом состоит технологическая карта урока, навыки ремесленничества педагога. Но изобретение урока, построение и реализация его оригинальной модели – процесс творческий, требующий не только большого опыта работы, а огромного запаса духовной и эмоциональной энергии.
Прекрасно, если учитель выбрал какое-то глобальное направление на год или на весь курс 7-9 классов: физика и живая природа; экология; космическое путешествие; физика в быту; физика человека, участие в методическом исследовании или эксперименте и др. В этом случае конструкция уроков формируется с учётом конкретной тематики. Особенно это касается домашних заданий и внеклассных мероприятий по предмету.
Весьма плодотворным для некоторых педагогов оказался приём вовлечения учеников для конструирования уроков. Заранее распределяются темы между детьми и определяется задание – придумать оригинальную форму, экспериментальную и творческую часть урока. Разумеется, что это потребует дополнительного времени на консультации учеников, но выигрыш того стоит.
Привлекая на свои уроки различные приёмы и методы, учитель накапливает личный опыт и уровень педагогического мастерства. Этому способствует умелое ведение картотеки по разделам: модели уроков, приёмы активизации и закрепления, технология контроля знаний, карточки контрольных тематических работ и зачётов на экспериментальной основе, формы домашних заданий, задачи на исследование с применением ЭВМ, эксперименты для уроков и домашних заданий, крылатые выражения и пр.
Безусловно, что каждый урок имеет свои методические особенности, требует неодинакового времени на подготовку, несёт различный эмоциональный заряд, по разному вписывается в психологическую картину конкретного класса.
Необходимо обратить внимание преподавателей на очень важный и, может быть, даже главный момент каждого урока: работа учеников в рабочих тетрадях должна отражать записи на классной доске. Исходя из принципа информационной ёмкости, удобно планировать и размещать материал одного урока на развороте классной доски и, соответственно, тетради ученика (всё основное, что озвучивается и показывается). Классная доска и тетради учеников заполняются постепенно в течении всего урока. На мой взгляд, полезно приучать детей выстраивать ответ по вопросу так, чтобы в нём была понятна суть самого вопроса. Очень желательно рядом со схемой опыта записывать выводы. В решении задач полезно во всех классах, включая и старшую школу, делать комментарии. На уроках в 7 классе (и не только) можно делать заготовки домашней работы на том же развороте, где и классная работа. В целом, это даёт возможность наглядно анализировать учителю и родителям работу ученика. С такими тетрадями легко организовать повторение на протяжении всего учебного года и начало следующего. Все эти идеи опираются на рекомендации психологов: память хранит информацию, преобразованную в образы; деловое участие в обучении становится личностно значимым.
Вниманию читателей предлагается две модели уроков в 7 классе. Вот так выглядят записи и зарисовки учеников в своих тетрадях на окончание урока. Нетрудно увидеть, какие игровые моменты были использованы, как проходила актуализация знаний, о чём шёл разговор, что главное почерпнули ученики и многое другое. Так, на уроке по давлению тема урока заявлена как загадка перестановки букв (лев+неида). В игровой форме (готовили подарок Василисе Премудрой или Прекрасной) провели повторение. На уроке проведены эксперименты с погружением тела в песок и был дан анализ уменьшения давления на опору бруска на уклоне. «Полуфабрикаты» домашних заданий показывают уровневый подход: что делать по образцу, а что со звёздочкой – по желанию поработать с добавочной литературой или в интернете. Для самых ленивых «затравка» – разрисовать страницу. Презентацию урока делают дети и преподаватель вместе, не отходя от своего «рабочего станка», а это и есть главное в нашей деятельности. Вторую модель урока – «Физика и техника», предлагаю читателям этой статьи проанализировать самостоятельно. Обратите внимание, что вертикальные столбики показывают в «оглавлении» разделы курса физики.
Разумеется, что предложенные модели показывают только направление учебно – методической деятельности. К примеру, вместо цветка – ромашки можно загрузить повторением несколько вагончиков, а на паровозике дать формулу давления; можно высадить десант на базу с формулой давления и многое другое – прочее по фантазии и профессионализму совместной работы с детьми. Ценность в том, чтобы видеть в построенных моделях главные элементы при изучении нового материала: использование оборудования кабинета, актуализация опорных знаний и жизненного опыта детей, мотивация обучения, подведение итогов в соответствии с поставленными задачами в начале урока, доступность дифференцированных заданий, создание условий для проявления творческой индивидуальности личности.
Количество просмотров публикации: -