УРОК “ПЛАВАНИЕ ТЕЛ”

Здорнова Галина Анатольевна

Дата публикации: 01.01.2015

Рубрика: Физика. Астрономия

Тип материала: Уроки

Библиографическая ссылка:
Здорнова Г.А. Урок "Плавание тел" // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2015/01/1688 (дата обращения: 20.07.2023)

Опубликовано пользователем: galina8790

Разработка урока
Тема: «Плавание тел».
Класс: 7А
Дата: 16.03.2011.
Тип урока: Изучение нового материала.
Применяемые технологии:
1.Сотрудничества;
2.Информационно-коммуникативные технологии.
Цель урока:
Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности тела и жидкости с использованием компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft Word PowerPoint.
Задачи урока:
Образовательная:
 Изучить и закрепить основные понятия по теме;
 Отрабатывать методы решения качественных;
Развивающая:
 Поддерживать мотивацию к изучению предмета;
 Расширить кругозор учащихся.
 Развивать у учащихся навыки принятия коллективного решения.
Воспитательная:
 Способствовать формированию ответственного отношения к учебе.
Оборудование:
1. Ноутбук, мультимедийный проектор;
2. Таблицы;
3. Сосуд с водой,
4. Картофельный шарик;
5. Шарик из пластилина, лодка из пластилина;
6. Пробка, алюминиевый цилиндр, стальной цилиндр или гвоздь;
7. Парафин, подсолнечное масло;
8. Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.:Дрофа, 2010.
План урока:
1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний
3. мотивация
4. изучение нового материала
5. исследовательская работа по группам
6. подведение итогов исследования
7. работа учащихся с учебником
8. решение качественных задач
9. итоги урока
10. домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
На доске записана тема урока и цитата:
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
М. В. Ломоносов
Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами окажемся исследователями нашего небольшого школьного кабинета физики -маленького научно-исследовательского учреждения.
2.Повторение.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Каждый исследователь должен обладать определенными знаниями, чтобы быть способным проводить исследовательскую работу. Вот сейчас и проверим вашу готовность к исследовательской работе. Индивидуальная работа на листочках.
На экране (слайд 1) :
1 строчка: 1) V, 2) m, 3) P, 4) p, 5) ρ, 6) FА .
2 строчка: 1) Па, 2) м3, 3) кг, 4) кг/м3, 5) Н, 6) м2.
3 строчка: 1)P = mg. 2) p = ρgh, 3) F = mg, 4) FА = ρжgVт.
Задание 1.
Записать каким номером обозначены следующие физические величины:
• Масса;
• Объём;
• Плотность;
• Архимедова сила;
• Вес;
• Давление.
Задание 2.
Из второй строчки подобрать единицы измерения физических величин, записанных в строчке 1.
Задание 3.
Выберете ответы на вопросы из 3 строчки.
1) А ну-ка быстро посмотри и
Разреши сомнения.
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости давление?
2) Если тело в воду бросить
Или просто опустить,
будет сила Архимеда
Снизу на него давить.
Если вес воды в объёме
Погружённой части знать,
Можно силу Архимеда
Очень просто рассчитать.
3) Под каким номером написана формула для вычисления силы, с которой тело притягивается к земле? Как называется эта сила?
Задание 4.
Назвать фамилию учёного, которому принадлежит указанный результат исследования:
• Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передаётся по всем направлениям одинаково… (Паскаль)
• Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила… (Архимед)
• Первым измерил атмосферное давление… (Торричелли)
Работа в парах. Идет взаимопроверка по готовому ответу.
Учитель: поменяйтесь листочками, проверьте правильно ли выполнены задания. Ответы на экране (слайд 2). Если правильно ставьте +, неправильно – минус. Поставьте оценку согласно критериям представленным на экране (слайд 2).
Запомните вашу оценку, в конце урока вы запишите её в дневник.
Какое задание вызвало затруднение?(Ученики задают вопросы и мы отвечаем). Сдаём работы учителю.
Мотивация.
В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времён люди считали, что на дне озера живёт колдун, и боялись нарушить границы его владений. Однажды попытался крестьянин искупать свою лошадь в озере, она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой.
Такие водоёмы встречаются и в других странах. Самый большой из них- Мертвое озеро. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится: «И вода, и земля здесь Богом прокляты». Но уже в 1902 году по Мертвому озеру ходили небольшие пароходы, а на его берегах высились горы белоснежной соли.
Как объяснить эти явления? Поднимите руку у кого есть ответ на вопрос. Хорошо. А вот правильно ли ваше предположение мы узнаем после изучения новой темы (создается проблемная ситуация).
Тема нашего урока «Плавание тел». Запишите в тетрадях.
3. Изучение нового материала.
 Скажите, а какие силы действуют на погружённое в жидкость тело?
 Как направлены эти силы? (слайд 3)
Рассмотрим, что будет происходить с телом под действием этих сил, если вначале оно было неподвижно. В наше научно – исследовательское учреждение сегодня поступило задание: провести исследование – предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости. При этом возможно 3 случая(слайд 4-7) :
1.если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело тонет;
2.если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело плавает;
3.если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело всплывает.
Приведите примеры к каждому рисунку(слайд 4-7).
Запишите самостоятельно в тетрадь условия плавания тел:
1. если сила тяжести больше архимедовой силы, то….
2. если сила тяжести равна архимедовой силе, то….
3. если сила тяжести меньше архимедовой силы, то….
Проведем опыты(учитель):
• Тело пробковое плавает в воде;
• Картофельный шарик тонет в воде;
• Тот же шарик всплывает в солёной воде;
• Шарик из пластилина тонет в воде;
• Лодка из такого же пластилина плавает в воде(слайд 8).
В чём же дело? Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает?
Попытаемся ответить на эти вопросы, выполнив исследовательскую работу в группах. Работа в группах(по 4 человека), таблицу заполняют на листах формата А3.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.
2. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Плотность воды ρ, кг/м3 Плотность вещества ρ, кг/м³ Тонет тело,плавает
или всплывает
1000 7800 сталь
2700 алюминий

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ
1. Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки.
2. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
3. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от от его плотности.
Плотность воды ρ, кг/м3 Плотность вещества ρ, кг/м³ Тонет тело,плавает
или всплывает

1000 240 пробка
900 парафин

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
1. Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и из пробки.
2. Опустите шарики в подсолнечное масло и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
3. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.

Плотность масла ρ, кг/м3 Плотность вещества ρ, кг/м³

900 240 пробка Тонет тело,
900 парафин плавает
или всплывает

Итак, исследование завершено. В любом научном учреждении после окончания работ проводится обсуждение результатов.
Учитель приглашает по одному человеку от каждой группы, они показывают заполненные таблицы(учитель показывает такие же таблицы слайд 9) и вместе формулируют выводы по проделанной работе:
Если ρжидкости ρтела ,то тело плавает на поверхности жидкости.
Если ρжидкости = ρтела , то тело плавает внутри жидкости(слайд 10)
Таблица, заполненная учениками от каждой группы вывешивают на доску (листы А3). Учитель показывает слайд с правильно заполненными таблицами и предлагает сравнить, с тем, что получилось у ребят.
Учитель: Поясните опыты, которые я вам показала.
Обратимся к учебнику стр. 74 рис. 14. Почему пробка меньше погружена в воду, чем парафин? Проверим это на опыте. Какой вывод можно сделать?
Проверим это на опыте: пробку и парафин одинакового объёма опускаем в воду.
Вывод: чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
Кто знает, какую роль играет плавательный пузырь у рыб? Прочитаем в учебнике стр. 75.
Продолжите фразу: « Если хочешь плавать …»
Ответ : 1)надувайся, вытесняй больше воды; 2) плавай в море.
4. Закрепление изученного материала.
Вы сегодня на уроке узнали много нового и теперь без труда ответите на вопросы, но сначала вернемся к нашей проблемной ситуации.
1. Почему предметы, брошенные в озеро, не тонули, а поддерживались непонятной силой?
2.Большинство водорослей( ламинарий) обладают тонкими гибкими стеблями. Почему водоросли не нуждаются в прочных, твёрдых стеблях?
3. Собака – водолаз легко вытаскивает тонущего из воды, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Объясните.
4. Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
5.Составьте из половинок пословицы и объяснить их физический смысл(слайд 11).
1. Правда , что масло… Продолжение пословиц:
2. Хорошо плавают… как топор,
3. Плавает… лишь пузыри,
4.Жир плавает… в воду не падают,
5.С тяжёлым грузом… на поверхности
везде наверх всплывает.
Молодцы! Вы справились с заданием.
Подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке? Заслушиваем ответы.
Рефлексия:
− Все ли у вас получилось?
− Довольны ли вы своими результатами?
− Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Оцените своё настроение в конце урока(слайд 12).
5. Подведение итогов.
Выставление в дневник оценок за урок.
Домашнее задание: §50, упр.25(2,5)(слайд 13)


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.