ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ КИНОКЛУБ «САМОЛЕТ»

Мирошкина Ольга Сергеевна

Дата публикации: 19.09.2016

Рубрика: Дополнительное образование

Тип материала: Методическая разработка

Ключевые слова: , ,

Библиографическая ссылка:
Мирошкина О.С. Образовательная программа дополнительного образования детей Детский киноклуб «СамоЛет» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2016/09/2169 (дата обращения: 19.11.2017)

Опубликовано пользователем:

Пояснительная записка.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Экранные образы кино, как и телевидения, влияют на формирование мировоззрения личности, на воспитание духовных ценностей, личностных ориентиров. Кино способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие. При этом влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Наиболее подвержены такому влиянию именно дети. В этой связи ребятам необходимо с раннего возраста учиться работать с информацией, которую передает экран, развивать медиакультуру в целом.

Сергей Михалков в своей статье «Человек начинается с детства» писал: «Юный зритель видит подчас совсем не то, что сидящий рядом с ним взрослый. Для ребенка нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк могут оказаться для него важнейшими событиями, навсегда запечатлеться в его памяти и сыграть с ним свою роль – добрую или дурную… И здесь очень важно, чтобы подрастающий человек встретился с умным, хорошим фильмом».

Особенность и новизна данной программы

Программа предназначена для детей с различными психофизическими возможностями. Она имеет гибкий, вариативный характер, позволяющий в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и их эмоционального развития, рационально использовать содержание программы и творчески обеспечить ее выполнение.

На базе киноклуба дети в течение длительного времени участвуют в различной деятельности: кинопросмотрах, дискуссиях, беседах, творческих встречах, мастер-классах, выполнении творческих заданий, проектной деятельности, самостоятельного написания рецензий, сценариев, создании собственных кинофильмов. При этом, помимо получения знаний о специфике кинематографа как отдельно вида искусства и процессе создания кинофильмов, дети развивают навыки критического анализа и умения работать с медиатекстами.

Работа с кинофильмами помогает детям расширить представления о себе и окружающем мире,  учиться навыкам сопереживания, знакомиться с разными социальными типажами и ролями, взаимодействию ними в различных ситуациях. При обсуждении кинофильмов дети учатся выражать свое собственное мнение, учатся внимательно слушать и прислушиваться к мнению других людей, у детей во время занятий развивается художественно-творческие способности и эстетический вкус.

Адресная группа образовательной программы – ученики 5-6 классов.

Для успешного освоение курса необходим навык восприятия видеоматериала.

В рамках курса занятий вводятся ключевые понятия, а на примере лучших фильмов российских и зарубежных авторов дети открывают для себя мир кинематографа – мир его создателей и уникальных технологий, с помощью которых любая идея может превратиться в произведение киноискусства.

Ведущие идеи.

«Образование нужно для того, чтобы превращать зеркала в окна».

«Кино может все, а с его помощью и зрители оказываются всемогущими.» (Баранов О.А. Экран становится другом).

Ключевые понятия программы.

Киноискусство. Возможности кинематографа. Кадр. Монтаж. Кинематографические профессии. Съемочный процесс. Сценарий. Драматургия кино. Виды и жанры кино.  Мультипликация. Кинофестивали.

Проблемные вопросы теоретического характера.

Что может кино?

Как появился кинематограф?

Из чего строится фильм?

Что такое монтаж?

Как создается кино?

Какие качества необходимы настоящему режиссеру, сценаристу, актеру?

Как книжка становится кинокартиной?

Как создаются мультфильмы?

Для чего нужны кинофестивали?

 

Цель программы – создать условия для развития медиакультуры ребенка, навыков критического анализа медиатекстов, активизации творческой инициативы через знакомство с технологиями кинопроизводства.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с основными понятиями: Киноискусство. Возможности кинематографа. Кадр. Монтаж. Съемочный процесс. Сценарий. Драматургия кино. Виды и жанры кино.  Мультипликация. Кинофестивали.
  2. Сформировать понятия о кинематографических профессиях и специфики кинопроизводство.
  3. Дать представления об истории российского и зарубежного кинематографа и мультипликации.
  4. Повысить медиаграмотность детей за счет просмотра и обсуждения и критического анализа кинофрагментов;
  5. Научить детей основам  кинопроизводства (написание киносценариев, операторская, режиссерская и актерская работа,  монтаж);
  6. Дать представление о проектной деятельности (от создания собственного кинофильма или мультфильма к созданию кинофестиваля).

Воспитательные задачи:

  1. Активизация творческой инициативы и развитие организаторских способностей;
  2. Обеспечение комфортной среды, создание ситуации успеха;
  3. Формирование творческого коллектива, способного самостоятельно организовать свою деятельность;
  4. Формировать умение принять самого себя (адекватной самооценки) и других людей (эмпатии), осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  5. Развивать способность адекватно воспринимать критику и грамотно анализировать творческие работы своих коллег;
  6. Формирование умения выражать эмоции, чувства и мысли через обсуждения кинофильмов;
  7. Содействовать формированию коммуникативных качеств.
    Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии, и наблюдательности;

2. Способствовать развитию критического мышления, умения “мыслить образами”;

3. Способствовать гармоничному эмоциональному и интеллектуальному  развитию ребенка;

4. Способствовать развитию памяти и внимания;

5. Способствовать развитию умений работать в команде;

5. Способствовать развитию навыков критического анализа медиатекста.

 

Возраст детей и сроки реализации программы. В реализации данной программы участвуют дети 10 – 13 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения – 360 часов: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю); 2 год – 216 часа (6 часов в неделю). Наполняемость групп 10 – 15 человек.

Формы и режим занятий. Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным и интеллектуальным возможностям занимающихся. На каждом этапе обучения предусмотрены практические занятия, которые служат основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогают самовыражению и сплочению детей. Занимающиеся принимают участие в школьных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах.

Дети первого года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа; второго  – по 2 часа 3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ученики, успешно освоившие программу, cмогут:

-        понимать возможности кинематографа; разбираться в специфике кино как отдельного вида искусства;

-        иметь представление о кадре и его особенностях;

-        понимать принципы и способы монтажа на элементарном уровне;

-        разбираться в процессе производства кинофильма и кинематографических профессиях, видах и жанрах кино;

-        понимать основы сценарного дела и драматургии кино;

-        иметь представление о процессе создания мультфильмов, выполненных в разных техниках анимации;

-        понимать процесс организации кинофестиваля, его цели и задачи.

Определения уровня развития занимающихся и оценка эффективности применяемых методов в программе проходит через совместное обсуждение и анализ видеоматериалов (кинофильмов, мультфильмов), в том числе собственных работ. Также выявление развития способностей и личностных качеств учащихся происходит во время участия в творческих конкурсах и школьных мероприятиях, фестивалях.

Киноклуб – это творческий коллектив, поэтому важным критерием оценки становятся такие показатели, как сработанность, сплоченность и самоорганизация деятельности.

 

 

Учебно-тематический план

первого года обучения

Наименование разделов и тем

Общее количест-во часов

Теория

Прак-тика

1.

1.1.

 

 

1.2.

 

1.3.

«Введение в киноискусство»

Вводное занятие «Давайте знакомиться» (представление киноклуба, игры на знакомство)

Кино в моей жизни. Возможности кинематографа: польза или вред

Мой любимый герой (презентация)

8

2

4

2

     4

4

2.

2.1.

2.2

2.3.

2.4.

«Рождение кинематографа»

Кинематография. Фотография – основа кино

Первые кинорежиссеры

Первые мультипликаторы

Основные этапы развития кино

18

6

4

4

4

10

8

3.

3.1.

3.3.

3.4

3.5

«Введение в кинопроизводство. Кинематографические профессии»

 Кинематографические профессии.

Работа режиссера и сценариста.

Оператор и монтажер

Съемочный процесс

Мировые киностудии

44

10

10

20

4

20

24

4.

4.1.

4.2

4.3

«Введение в кинопроизводство. Основы драматургии»

Понятие о кадре. Порядок кадров. План (крупный, общий, средний)

Что такое сценарий? Понятие «сюжет», «жанр», «сценарий». Литературный сценарий. Режиссерский сценарий . Фильм-экранизация.

Тема и идея сценария и фильма. Законы драматургии. Драматическая ситуация.

40

10

10

20

4

36

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

«Волшебный мир мультипликации»

Понятие «мультипликация» (анимация).

История мультипликации (Джордж Стюарт Блэктон, Эмиль Коль, В.А. Старевич. Уолт Дисней, Федор Хитрук, Юрий Норштейн).

 

Современная анимация

 

Техника анимации: рисованная, перекладка

Техника анимации: кукольная,

Техника анимации: компьютерная.

Анимационные студии (“Мельница”, Смешарики, Союзмультфильм, Анимационная Студия “Да!”).

34

2

8

10

4

6

4

4

16

18

Итого часов:                                                                  144               54              90

 

Учебно-тематический план

второго года обучения

Наименование разделов и тем

Общее количест-во часов

Теория

Прак-тика

1.

1.1.

 

1.2.

«В мире кино»

Повторение курса «Введение в кинопроизводство» 1-го года.

История российского детского кинематографа.

       14

4

10

10

4

2.

2.1.

 

2.2

2.3.

2.4

 

2.5.

«Российские и мировые кинофестивали»

Кинофестиваль. Первые кинопраздники.

Классификация кинофестивалей

Детские кинофестивали

Технология проведения кинофестивалей

Создаем свой кинофестиваль

      46

2

6

10

10

18

22

24

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

«Виды и жанры кино»

Короткометражное кино.

Документальное кино.

Рекламные ролики.

Научно-популярное кино.

Музыкальный фильм.

Игровое (художественное кино).

Фильм-спектакль. Фильм-опера.

Жанры художественных кинофильмов

     86

12

10

10

8

8

10

8

20

30

56

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5

«Введение в кинопроизводство. Звук в фильме»

 Звуковые образы в литературе и театре

Звук в жизни и в кино

Шумы в кино

Музыка в кино

Дикторский (авторский текст)

46

4

10

10

12

10

20

26

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

Введение в кинопроизводство. Монтаж»

Монтаж по смыслу

Монтаж по направлению съемки

Монтаж по движению в кадрах. Монтаж по темпу и ритму.

Монтаж по размерам планов Монтаж по композиции кадра. Виды монтажа по содержанию кадров

Монтажные листы. Титры в фильме

24

4

4

2

2

2

2

4

4

10

14

Итого часов:                                                                 216                              92                124

 

 Содержание программного материала

Первый год обучения

 

Введение  в киноискусство (14 часов).

Презентация киноклуба.  Игры на знакомство. Что такое кино? Кинематограф как искусство. Что такое киноклуб? Кино в моей жизни. Возможности кинематографа польза и вред (работа в парах, групповая дискуссия).  Игра-аукцион на тему кинематографа. Эмблема киноклуба. Мой любимый киногерой (презентация).

 

История рождения кинематографа  (46 часов).

Кинематография. Фотография – основа кино.  Кинопроекционный аппарат братьев Луи и Огюст Люмьер. Киноаппарат И.А. Тимченко.  Джеймс  Стюарт Блектон. В.А.  В. А. Старевич. Чарли Чаплин. Сергей Эйзенштейн. Уолт Дисней. Основные этапы развития кино: создание кинескопов, немое кино, документальное кино, первые рисованные мультфильмы, появление звукового кино.

 

Введение в кинопроизводство. Кинематографические профессии (44 часа).

Кинематографические профессии: режиссер, сценарист, актер, оператор, монтажер, костюмер, гример. Киностудия им. Горького, Ленфильм,  Всемирные русские студии (RWS), Universal studios, 20 th Century Fox, Universal studios, Мельница, Студия “Да”.

 

Введение в кинопроизводство. Основы драматургии (40 часов).

Понятие о кинокадре и его особенностях. Порядок кадров.  Понятие план: панорамный, общий, средний крупный, детальный. Игра-упражнение «Учимся видеть кадрами». Элементарное представление о монтаже. Игра-упражнение «Смонтируй кадры кинофильма». Что такое сценарий? Понятие «сюжет», «жанр», «сценарий». Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Фильм-экранизация. Тема и идея сценария и фильма. Законы драматургии. Драматическая ситуация. Название фильма – его суть.. Создание собственных сценариев (этюдов) и их презентация.

 

«Волшебный мир мультипликации»  (34 часа).

Понятие «мультипликация» (анимация). История мультипликации (Джордж Стюарт Блэктон, Эмиль Коль, В.А. Старевич. Уолт Дисней, Союзмультфильм, Федор Хитрук, Юрий Норштейн). Техника анимации: рисованная, кукольная, компьютерная.  Студия “Мельница”, Смешарики, Анимационная Студия “Да!” (Летающие звери) Ассоциация анимационного кино. Европейская ассоциация анимационного кино.

 

Второй год обучения

В мире кино (14 часов).

Тренинги на командообразование. Зачеты по материалу первого года обучения. Презентация творческих работ (летняя практика). Лекционный курс по истории российского детского кинематографа.

 

Российские и мировые кинофестивали  (46 часов).

Понятие «Фестиваль». Появление первых кинофестивалей. Классификация кинофестивалей. Национальные фестивали и премии. Детские кинофестивали: Санкт-Петербургский детский благотворительный кинофестиваль. Международный детский кинофестиваль искусства и спорта “Кинотаврик”.  Международный детский кинофестиваль “Артек”. Фестиваль детского анимационного кино “МультFest”. Технология проведения кинофестивалей, проектная работа в группах «Создаем свой кинофестиваль».

 

Виды и жанры кино (82 часа).

Немое кино. Короткометражное кино. Документальное кино: кинохроника, киноочерк, кинопортрет, кинопутешествие, видовой фильм. Рекламные ролики. Научно-популярное кино. Мультипликационное кино. Музыкальный фильм. Игровое (художественное кино). Фильм-спектакль. Фильм-опера.  Жанры художественных кинофильмов: драма, мелодрама, трагедия, триллер, комедия, мюзикл, блокбастер, семейный фильм, приключения, боевик (экшн), исторический фильм, военные фильмы, детектив, фантастика, фильм-сказка)

 

Введение в кинопроизводство. Звук в фильме (46 часов).

Звуковые образы в литературе и театре. Звук в жизни и кино. Шумы в кино. Музыка в кино. Дикторский (авторский текст).

 

Введение в кинопроизводство. Монтаж (24 часа).

Монтаж по смыслу. Монтаж по направлению съемки. Монтаж по движению в кадрах. Перебивочный кадр. Монтаж по темпу и ритму. Монтаж по размерам планов (по крупности). Дальний план. Общий план. Средний план (поколенный, поясной). Крупный план. Сверхкрупный план (деталь). Монтаж по композиции кадра. Монтаж по тональности, свету и цвету. Виды монтажа по содержанию кадров: последовательный монтаж, параллельный монтаж, ассоциативный монтаж. Монтажные листы. Титры в фильме.

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Формы занятий

 

Первый год обучения

 

Введение  в киноискусство

Игры и тренинги на знакомство. Дискуссия на тему “Кино в моей жизни. Возможности кинематографа: польза или вред”. Индивидуальная работа (создание собственного героя мультфильма или фильма), презентация работ. Кинопросмотры и обсуждение кинофрагментов.

 

История рождения кинематографа 

Лекции по истории возникновения кинематографа. Кинопросмотры и дискуссии.  Игры на сплочение. Игры на развитие зрительно-художественной образности (“Стоп-кадр” , “Лучший сюжет для фотографии” и пр.”)

 

Введение в кинопроизводство. Кинематографические профессии

Лекции, кинопросмотры и обсуждения. Групповая и индивидуальная работа по созданию первых киносценарией. Экскурсия в Дом Кино, посещение кинофестиваля. Формирование съемочной группы (распределение ролей). Игры на развитие творческого воображения (“Опиши героя”, “Письмо от имени героя”, “Добрый волшебник и злой”).

 

Введение в кинопроизводство. Основы драматургии 

Лекции об основах драматургии, кинопросмотры и обсуждения кинофрагментов. Индивидуальная работа над созданием сценария (литературного и режиссерского). Игры на развитие творческого воображения и медиавосприятия (“Старая сказка на новый лад”, “Путешествие во времени”, “Что мы увидели в кадре”).

 

 

 

«Волшебный мир мультипликации» 

Лекции об истории и техники мультипликации. Работа над созданием собственного мультфильма в технике “перекладка”. Игры на развитие фантазии и наблюдательности (“Что за чем?”, “Рисуем сказку”, “Озвучь мультфильм”)

 

Второй год обучения

В мире кино

Тренинги на командообразование. Зачеты по материалу первого года обучения. Презентация творческих работ (летняя практика). Лекционный курс по истории российского детского кинематографа.

 

Российские и мировые кинофестивали 

Лекции о мировых кинофестивалях и технологии проведения кинофестиваля. Индивидуальная и групповая работа над творческими заданиями (конкурсные работы в рамках Санкт-Петербургского детского благотворительно кинофестиваля). Проектная работа в группах «Создаем свой кинофестиваль».

 

Виды и жанры кино

Лекции о видах жанрах кинематографа. Кинопросмотры, обсуждения кинофрагментов и дискуссии. Игры-импровизации (“Озвучь кино в разных жанрах”, “Директор киностудии”, “Кастинг”). Работа над созданием собственных короткометражных фильмов в разных жанрах.

 

Введение в кинопроизводство. Звук в фильме

Кинопросмотры и обсуждения кинофрагментов. Индивидуальная и групповая работа над озвучанием кинофрагментов (подбор музыки, шумов, авторский текст).

 

Введение в кинопроизводство. Монтаж

Кинопросмотры, обсуждение кинофрагментов. Лекции по основам монтажа. Съемка кинофильма. Работа с отснятым материалом. Практическая работа по созданию кинофрагментов (разные виды монтажа).

 

Материально-техническое оснащение процесса обучения.

- Компьютеры

- Принтер

- Фотоаппарат цифровой, видеокамера

- Проектор

- Сканер

- Бумага формата А4, А3, А2

- Фломастеры, карандаши, краски

- Расходные материалы для заправки принтера

- Программное обеспечение

 

Учебные пособия

Современные детские кинофильмы (российские и зарубежные)

1. «Тайна Мунакра» (The secrets of Moonacre»);

Венгрия, Великобритания, Франция, Австралия, США, Новая Зелания; 2008; Габор Чупо; 103 мин.;0+; PG.

2. «Мой папа – Барышников»;Россия;2011;Дмитрий Поволоцкий, Марк Другой;97 мин.; 12+.

3. «Волшебное серебро» («Julenatt i Blafjell»); Норвегия; 2009; Катарина Лаунинг, Роар Утхауг; 83 мин.; 12+.

4. «Великан» («The Mighty») США; 1998; Питер Челсом; 100 мин.; 0+; PG-13.

5. «Дорога к дому» («Jibeuro»); Южная Корея; 2002;  Ли Чжон Хян; 80 мин.; 12+; PG.

6. «КостяНика. Время лета»; Россия, 2006; Дмитрий Федоров; 100 мин.; 12+.

7. «В поисках немо» («Finding Nemo»); Австралия, США; 2003; Эндрю Стентон; 92 мин.; 0+

8. «Поллианна» («Pollyanna»); Великобритания; 2003; Сара Хардинг; 99 мин.

9. «Маленькая принцесса» («A Little Princess»), США; 1995; Альфонсо Куарон; 97 мин.; G.

10. «Унесенные призраками» («Sen to Chihiro no kamikakushi»); Япония; 2001; Хаяо Миядзаки; 125 мин.; 12+; PG.

11. «Клетка для кроликов» («Rabbit-Proof Fence»); Австралия; 2002; Филлип Нойс; 94 мин.;12+;PG.

12. «Оседлавший кита» («Whale Rider»); Новая Зеландия, Германия; 2002; Ники Каро; 101 мин.;12+PG-13.

13. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; Россия; 2007; Владимир Торопчин; 76 мин.;12+.

14. «Три богатыря и Шамаханская царица»; Россия; 2010; Сергей Глезин;73 мин.;12+.

15. «Алеша Попович и Тугарин змей»; Россия; 2004; Константин Бронзит; 79 мин.; 12+.

16. «Поли» («Paulie»); США; 1998; Джон Робертс; 91 мин.; 0+; PG.

17. «Снежная королева», Россия; 2012; Максим Свешников, Владлен Барбэ; 76 мин.; 0+.

18. «Волшебная страна» («Finding Neverland»), США, Великобритания; 2004; Марк Форстер; 97 мин.; 12+;

19. «Стальной гигант» («The Iron Giant»), США; 1999; Брэд Берд; 86 мин.; 0+; PG.

20. «Храбрая сердцем» («Brave»); США; 2012; Марк Эндрюс, Бренда Чэпман, Стив Пурселл; 93 мин.; 6+; PG.

21. «Странная жизнь Тимоти Грина» («The odd life of Timothy Green»);США; 2012; Питер Хеджес; 105 мин.; 12+; PG.

22. «Гадкий я» («Dispicable Me»); США; 2010; Пьер Соффин, Крис Рено; 95 мин.; 0+; PG.

23. «Дети небес» («Bacheha-Ye aseman»); Иран; 1997; Маджид Маджиди, 89 мин.; 6+; PG.

24. «Маленький Николя» (Le petit Nicolas»); Франция, Бельгия; 2009; Лоран Тирар; 91 мин.; 6+.

25. «Спартак и Калашников»; Россия; 2002; Андрей Прошкин; 95 мин.; 0+.

26. «Сорванцы из Тимпельбаха» («Les enfants de Timpelbach»); Франция, Люксембург; 2008; Николя Бери; 95 мин.; 12+

27. «Мой домашний динозавр» («The Water Horse»); США, Великобритания, Австралия; 2007; Джей Рассел; 112 мин.; 0+; PG.

28. «Летающие звери: Мысли о стирке» реж. Михаил Сафронов, Россия, 2012 г., 6.30 мин.

29. «Летающие звери» – «Привычка»; Россия; 2012; Илья Максимов; 6,30 мин.

30. «Летающие звери» – «Все хорошо»; Россия; 2012; Галина Лютикова; 6, 30 мин.

31. «Летающие звери» – Сокровище»; Россия; 2013; Костя Бирюков; 6,30 мин.

32. «Летающие звери» – «Ничего»; Россия; 2012; Михаил Сафронов; 6, 30 мин.

33. «Клуб Микки Мауса: волшебник страны Дизз» США, 2013.

34. «Спасти мистера Бэнкса» (реж. Джон Ли Хенкок, США, 2014 г., 125 мин.)

35. «История любви на разделенном экране» (реж. Джеймс Гриффитс, Великобритания, 2011 г., 3 мин)

 

 

Дореволюционный и советский кинематограф:

1. «Месть кинематографического оператора» (реж. Владислав Старевич,    Российская империя, 1912 г., 12 мин.)

  1.  «Звонят, откройте дверь!» (реж. А. Митта, СССР, 1965 г. 78 мин.)
  2.  «Мэри Поппинс, до свидания!» (реж. Леонид Квинихидзе, СССР, 1983 г., 141 мин)
  3. «Пропало лето» (реж. Ролан Быков, Никита Орлов, СССР, 1963 г., 75 мин.)
  4. «Приглашаются на главную роль» (реж. Ролан Быков, СССР, 1973 г., 10 мин.)
  5. «Внимание, черепаха!» (реж. Ролан Быков, СССР, 1970  г., 86 мин.)
  6. «Айболит – 66» (реж. Ролан Быков, СССР, 1966  г., 93 мин.)
  7. «Автомобиль, скрипка и собака Клякса!» (реж. Ролан Быков, СССР, 1974 г., 101 мин.)
  8. «Телеграмма»  (реж. Ролан Быков, СССР, 1971 г., 90 мин.)
  9.  «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен!»  (реж. Элем Климов, СССР, 1974 г., 74 мин.)
  10.  «Аленка» (реж. Борис Барнет, CCCР, 1961 г., 86 мин.)
  11.  «Сережа» (реж. Георгий Данелия, Игорь Таланкин, СССР, 1960 г., 80 мин.)
  12.  «Девочка и эхо» (реж. Алунас Жебрюнас, СССР, 1964 г., 65 мин.)
  13.  «Девочка из города» (реж. Олег Николаевский, СССР, 1984 г., 76 мин.)
  14.  «Ежик в тумане» (реж. Юрий Норштейн, СССР, 1975 г., 10 мин., 29 сек.)
  15.  «Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий, СССР, 1968 г., 106 мин.)
  16.   «Джентльмены удачи»  (реж. Александр Серый,  СССР, 1971 г., 84 мин.)
  17.   «Фильм, фильм, фильм»  (реж. Федор Хитрук, СССР, 1968 г., 19 мин.)
  18.  «Иваново детство» (реж. Андрей Тарковский, СССР, 1962 г., 96 мин.)

 

Зарубежные кинофильмы:

  1. «Фантасмагория» (реж. Эмиль Коль, Франция, 1908 г, 2 мин.).
  2. «Очарованный рисунок» (реж. Джеймс Стюарт Блектон, США, 1900 г, 2 мин.)
  3. «Пароходик Вилли» (реж. Уолт Дисней, Аб Айверкс, США, 1928 г., 7 мин.)
  4.  «Выход рабочих с фабрики «Люмьер»  (реж. Луи Люмьер, Франция, 1895 г. 1 мин.)
  5. «Малыш» (реж. Чарли Чаплин, США, 1921, 68 мин.)
  6. «Назад в будущее» (реж. Роберт Земекис, США, 1985 г., 116 мин.)
  7. «Белоснежка и семь гномов» (реж. Уолт Дисней, США, 1937 г., 83 мин.)

 

Видеоролики:

  1. «Как снимают современное кино» (агентство FP7 Bahrain для компании Batelco), 6, 10 мин. Режим доступа: http://youtu.be/rSS38qIG9kM
    1. «Всемирные русские студии. Москва» (схема павильонов), 2,45 мин. Режим доступа: http://youtu.be/dAczYHFqU_k
    2. «Жизнь во время съемок кинофильма: Гарри Поттер и Кубок огня». Режим доступа: http://vk.com/video97103_166464031
    3. «Вячеслав Полунин и Леонид Лейкин – Низзя», 2, 58 мин.

Режим доступа: http://vk.com/video97103_159118271

  1.  «III Санкт-Петербургский детский кинофестиваль – 2012», 3,36 мин. Режим доступа: http://youtu.be/qQ7rThHVlHQ
  2. «Tv Festival de Cannes 2013», 3,39 мин. Режим доступа: http://youtu.be/AjiTGo_nrS8
  3. «Дети сняли мультфильм на фестивале Мультивидение-2012», 2, 11 мин. Режим доступа: http://youtu.be/JBDHAjBhFEw
  4. «TIFF Kids 2013 Trailer (Kids International Film Festival)», 0,59 мин. Режим доступа: http://youtu.be/mrzCGqVA80c
  5. «Как награждали победителей кинофестиваля Кинотавр», 1,23 мин. Режим доступа: http://youtu.be/y5BeUtiZ8xc
  6. «REDCAT International Children’s Film Festival 2012», 1, 22 мин. Режим доступа: http://youtu.be/6UXWiDGrYck
  7. «История любви на разделенном экране» (реж. Джеймс Гриффитс, Великобритания, 2011 г., 3 мин). Режим доступа: http://vk.com/video97103_169925010

 

Дидактические материалы

- видеоматериалы;
- таблицы по изучаемым темам;
- блок-схемы;
- практические работы;
- раздаточный материал для обучающихся;

- практические рекомендации.

 

Диагностические материалы.

- диагностическая карта мониторинга результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе (заполняется 2 раза в год);

- таблица-инструкция, содержащая показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики;

- диагностика ценностных ориентаций (по С.М. Петровой, М. Рокичу);

- используются методы наблюдения, беседы, контрольной работы, анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

 

Формы промежуточного контроля

  1. Поведение детей во время кинопросмотра:

-          степень вовлеченности:

  • высокая (внимательно смотрит);
  • средняя (периодически отвлекается и обсуждает с соседями посторонние вопросы);
  • низкая (отвлекается и занимается другими делами);
  • отсутствие вовлеченности (бродит по залу, уходит).

-          реакция на ключевые, эмоционально насыщенные моменты кинофильма:

  • ярко выраженная  (смех, восклицания, комментарии);
  • слабо выраженная выраженная (слабая мимика лица);
  • отсутствие выраженной реакции.
  1. Коллективные обсуждения просмотренных фильмов:

     – уровень оценки (анализа) кинофильмов:

  • высокий (оценка социальной значимости произведения, интерпретация позиции героев);
  • средний (умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям героев);
  • низкий (путанность суждений, отсутствие интерпретации позиции героев).

- эмоциональная активность суждений:

  • высокая (образность, яркость речи);
  • средняя (формальность суждения);
  • низкая (суждение с помощью преподавателя).
  1. Детские творческие работы (Рисунок – изображение героя, который наиболее понравился; собственная сказочная история, кинофильм, мультфильм).

- соответствие работы тематике задания:

  • полностью соответствует (угадывается образ героев, их характер);
  • соответствует частично;
  • не соответствует.

- степень аргументированности выбора героев:

  • высокая (обоснована собственная позиция);
  • средняя (формальность суждения);
  • низкая (суждение с помощью преподавателя).

 

Анкета

 

Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:

  1. Особенно мне нравится заниматься_____________________________
  2. Я люблю читать книги, журналы про____________________________
  3. Если бы я снимал(а) свой собственный фильм (или телепрограмму), он был бы о _________________________________________________

 

Попробуй нарисовать этого героя.

    Имя героя или кличка_________________________

Качества характера_______________________

Его уникальные способности______________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Назовите известных вам отечественных и зарубежных кинорежиссе­ров.
    1. Какой фильм вы подарили бы своему другу на день рождения?
    2. Какой фильм послали бы инопланетянам, чтобы те получили наибо­лее полное представление о нас, землянах?
      1. Кто и когда изобрел кинематограф?
      2. Почему кино 1920-х годов называют «Великим немым»?
      3. Какова родословная кино, кто его «предки»?
      4. Какие немые ленты вы видели, какими восхищались?
      5. Какие советские немые ленты вошли в число 12 лучших фильмов всех времен и народов? Почему?

9.  Назовите первые известные вам звуковые картины.

10.Что изменилось в искусстве кино с приходом звука?

11.На какие периоды делится история звукового кино?

12. Что такое монтаж?

13.Что такое «авторское кино»? Когда оно возникло?

14 .Какой фильм называют «трудным фильмом»?

15. Как книжка становится кинокартиной?

16. Какие качества необходимы режиссеру (актеру, сценаристу, оператору)?

17. Чем литературный сценарий отличается от режиссерского?

18. Что такое кинофестиваль? Какие кинофестивали вы знаете?

 

Методика «Пословицы»  (по C.М. Петровой)

 

Прочитай внимательно каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбери ту из пары, с содержанием которой ты согласен в большей степени.

 

  1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

 

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

 

  1. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, в кого денежка ведется;

 

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

 

  1. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

 

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить – не поле перейти.

 

  1. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

 

в) деньги – дела наживное;

г) голым родился, гол и умру.

 

  1. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

 

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

 

  1. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

 

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не перешибешь.

  1. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

 

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

 

  1. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

 

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуется.

 

  1. а) что в людях живет, то и в нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

 

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ.

 

  1. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

 

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона.

 

  1. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добра, да себе без беды;

 

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

 

  1. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде – все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

 

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет – приятели откажутся.

 

  1. а) ученье – свет, неученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

 

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

 

  1. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

 

в) можно тому богаты быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

 

  1. а) на что и закон писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

 

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

 

Список литературы, использованной

для разработки программы

и организации образовательного процесса

 

 

  1. Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. – М.: ВИПК, 1992. –  74 с.
  2. Баранов О.А. Экран становится другом: Из опыта работы учителя. –  М.: Просвещение, 1979. – 96 с.
  3. Баранов О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учебное пособие / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005 – 188 с.
  4. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. – Калинин: КГУ, 1977 – 82 с.
  5. Галактионова Т.Г. Урок 3. Семиотическая дидактика. Материалы к дистанционному курсу [Электронный ресурс] // Портфель читателя-исследователя: опыты, эксперименты, открытия Школьная Лига РОСНАНО. URL: http://www.slideshare.net/schoolnano/3-13071923 (дата обращения: 17.04.2013)
  6. Грачева А.М., Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С. Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 123–131.
  7. Даровский В.П. Кинофестивали: Рождение. Становление. Современное состояние. – СПб: СПбГУКИ, 2005 – 172 с.
  8. Казакова Е.И, Галактионова Т.Г, Пугач В.Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО. 2009. 64 c.
  9. Кино и дети. Сборник статей / Сост.: М. Шнейдер, А. Попова. М.: Искусство, 1971. 288 с.
  10. Колотаев В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни. СПб.: Нестор-История, 2010. 318 с.
  11. Лиханова Е.Н. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2006. №1. C. 22-38.
  12. Митта А. Кино между адом и раем.
    Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому. М.: Подкова, 1999. 480 с.
  13. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. –  176 с.
  14. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с.
  15. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика . – Ростов: ЦВВР, 2001. – 708 c.
  16. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмонтности. . – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 184 c.
  17. About the BFI // British Film Institute. URL: http://www.bfi.org.uk/ (дата обращения: 12.02.2013)
  18. BAFTA: Home of the BritishAcademy of Film and Television Arts [Электронный ресурс] // BAFTA. URL: http://www.bafta.org/ (дата обращения: 12.02.2013).
  19. BFI list of the 50 films you should see by the age of 14 [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/British_Film_Institute_list_of_the_50_films_you_should_see_by_the_age_of_14 / (дата обращения: 12.04.2013).
  20. Craggs, Carol E. (Carol Elizabeth) Media education in the primary school. NY: Routledge, 1992. 185 p.
  21. ECFA Conference in Kristiansand: To Game Or Not To Game? The importance of video games within film festivals and moving image education [Электронный ресурс] // ECFA Journal Information on Films for Children in Europe.  2011. №1. С. 1. URL: http://www.ecfaweb.org/journal/issue/ECFAjournal2012_1.pdf (дата обращения: 15.04.2013).
  22. ECFA – European Children’s Film Association – Association Européenne du Cinéma pour l’Enfance et la Jeunesse [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecfaweb.org/ (дата обращения: 25.03.2013).
  23. History of the MPAA [Электронный ресурс] // Motion Picture Association of America. URL: http://www.mpaa.org/ (дата обращения: 20.02.2013).
  24. Parents, teachers, and other problems. ECFA Seminar about Adults’ Roles in Films for Children [Электронный ресурс] // ECFA Journal Information on Films for Children in Europe. 2012. №4. С. 3. URL: http://www.ecfaweb.org/journal/issue/ECFAjournal2012_4.pdf (дата обращения: 15.04.2013).
  25. What is moving image education? [Электронный ресурс] // Moving Image Education. URL: http://www.movingimageeducation.org/ (дата обращения: 24.04.2013).
  26. Welcome to BAFTA Kids movie [Электронный ресурс] // BAFTA Kids Vote. URL: http://www.baftakidsvote.org/ (дата обращения: 12.04.2013).

 

Список литературы для занимающихся

1. Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор. – М.: Гаятри, 2007. – 304 c.

2. Савенко А. Вы – автор фильма, или Снимаем блокбастер у себя дома. – Ростов на Дону: Феникс, 2013 – 251 с.

3. Запаренко В.С. Учимся рисовать мультики. – СПб.: Издательство “Фордевинд”, 2011 – 128 с.

4. Кино и дети. Сборник статей / Сост.: М. Шнейдер, А. Попова. — М.: Искусство, 1971. — 288 с.

5. Даровский В. П. Кинофестивали : рождение, становление, соврем. состояние / В. П. Даровский; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. –  СПб. : СПбГУКИ, 2005. – 171 с.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.