РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Стратилат Карина Николаевна

Дата публикации: 19.09.2016

Рубрика: Психологу

Тип материала: Методическая разработка

Ключевые слова: , , , ,

Библиографическая ссылка:
Стратилат К.Н. Рабочая программа психологических развивающих занятий «Скоро в школу» для детей 6-7 лет // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2016/09/2195 (дата обращения: 18.11.2017)

Опубликовано пользователем:

 

Пояснительная записка 

 

Актуальность групповых занятий по комплексной психологической подготовке к школе обусловлена тем, что психологически готовые к школе дети быстрее к ней адаптируются: меньше болеют, быстрее находят контакт со сверстниками и с учителем, лучше успевают в школе. Занятия, проводимые воспитателями/ педагогами по подготовки к школе, обычно, не предполагают игр и упражнений, направленных на развитие личностной, эмоционально-волевой сферы, повышение мотивации обучения в школе, подготовку к общению со сверстниками и с учителем. Посещая только общие занятия по подготовки к школе высока вероятность того, что процесс адаптации детей к школе затянется. Ведь ребенок может научиться писать, считать и читать, но абсолютно не уметь контролировать свои эмоции и устанавливать отношения со сверстниками. В связи с таким положением дел в рамках общих подготовительных занятий к школе нужно проводить еще и психологические.

 

Цель: комплексная психологическая подготовка детей к школе. Задачи:

 

- способствование развитию произвольной саморегуляции психофизических состояний и двигательной активности;

 

- когнитивное развитие детей;

 

-  познакомить детей с миром эмоций;

 

- способствование развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, социальных чувств;

 

- совершенствование у детей навыков общения;

 

- способствование формированию у детей адекватного представления о школе;

 

- способствование повышению мотивации к обучению в школе.

 

Программа разрабатывалась с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста и направлена на зону ближайшего развития. Теоретическую и методологическую базу программы составили работы и исследования таких авторов, как Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.В. Уханова, Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова, Е.С. Романова, Р.С. Немов, Г.А. Широкова, О.Б. Дарвиш Г., М.А. Нгуен, А.Н. Гусев, М.А. Панфилова, Крайг, Н.И. Гуткина, А. А. Реан, А.А. Воронова, Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик, Л. Ф. Обухова и т.д.

 

Разработанную программу можно расценивать в качестве модификации программы Уханова А.В. «Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка». А именно к данной программе были добавлены различные коррекционно-развивающие игры и диагностические методики, направленные на развитие и диагностику уровня развития когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы и формирование объективного представление о школе.

 

Данная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей 6-7 лет. Подойдет как детям, имеющим проблемы в познавательной сфере (проблемы с внимательностью, памятью и т.д.), испытывающим трудности в общении, с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной сфер, так и всем детям старшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 20 групповых занятий с детьми. Продолжительность одного занятия 30 минут. Интенсивность занятий – 1-2 раза в неделю.

 

Учебно–методический комплект, способствующий достижению поставленных целей и задач, включает в себя различные программы психологического развития для детей старшего дошкольного возраста, учебные пособия, научные статьи и хрестоматии, на основании которых были написаны конспекты развивающих занятий, а также сборники развивающих психологических игр и психодиагностических методик, «Умные карты», МАК «Роботы».

 

Формы организации развивающие занятий: групповые коррекционно-развивающие занятия.

 

Критерии эффективности программы: мотивационная, интеллектуальная, позновательная, эмоционально-волевая готовность к школе, готовность к общению со сверстниками и с учителями, наличие адекватных представлений о школе. Названные показатели измеряются при помощи:

 

- различных психодиагностических методов и методик, проводимых с детьми;

 

- устный групповой опрос детей;

 

- опрос других педагогов/воспитателей, работающих с детьми, посещающими групповые психологические занятия.

 

Разработанная программа была апробирована в 2015 – 2016 учебном году с детьми из общеобразовательной школы (посещающие курс подготовка к школе), детского дома и центра развития способностей детей.

 

Основные разделы курса развивающих занятий

 

1)                Знакомство

 

Знакомство детей друг с другом и с психологом;

 

2)                Развитие произвольности поведения

 

Способствование развитию произвольной саморегуляции психофизических состояний и двигательной активности при помощи игр с правилами.

 

3)                Интеллектуальная подготовка к школе

 

Оценка и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. Увеличение общих знаний о мире.

 

4)                Развитие эмоциональной сферы

 

Знакомство детей с «эмоциональным» миром. Рассмотрение таких чувств и эмоций, как радость, грусть, гнев, страх, удивление, чувство вины, стыда, недовольства, обиды, гордость, пренебрежение, робость и смущение. Развитие у ребят навыков узнавания и графического изображения названных эмоций и чувств. Способствование развитию у детей навыка произвольной саморегуляции эмоциональных состояний.

 

5)                Развитие навыков общения

 

Развитие у детей интереса к другому и сензитивности в общении. Развитие у детей рефлексии. Формирование у ребят адекватного позитивного образа «Я». Формирование и закрепление навыков взаимодействия.

 

6)                Повышение мотивации к обучению и формирование адекватного представления о школе

 

Формирование у детей представлений о школьных уроках, о правилах поведения в школе. Обозначение важности обучения в школе.

 

 Тематический план развивающего курса 

 

№ п/п

№ Занятия

Название занятия

Кол-во часов

1

1,2

Знакомство и адаптация

1

2

2; 3;4;5

Произвольная саморегуляции психофизических состояний и двигательной активности

4

3

6;7

Интеллектуальная готовность к школе

2

4

8

Знакомство с миром эмоций. Радость

1

5

9

Грусть

1

6

10

Гнев

1

7

11

Страх

1

8

12

Удивление

1

9

13

Чувство вины, стыда

1

10

14

Недовольство, обида

1

11

15

Гордость, пренебрежение, робость и смущение

1

10

16; 17;18

Искусство общения

3

11

19;20

Что такое школа? Зачем туда ходить?

2

Всего

20

11

20 часов

 

 

 

Необходимые средства для реализации программы

 

 

 

Оборудование и приборы: ноутбук, принтер, сканер, проектор, тетради в клетку, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, карандаши, ручки, листы А1, А2, А4, конфеты-карамельки, леденцы, мяч, колокольчик/свисток, плед/одеяло, кубики, мячики, пластмассовые кегли, мягкое сердце, гуашь, мягкие игрушки: котенок, крокодил, змея, пентаграммы эмоций и чувств, обручи, маска медведя, маска Бабы-Яги, корзина для мусора, куклы: Петрушка, мальчик, бабушка, игра «Азбука настроения», игра «Фоторобот», емкости с водой различной формы, счетные палочки, игрушечные пистотелы, повязка на глаза, пазлы, веревка, цветная бумага, клубок шерстяных ниток, резиновая игрушка, бумажные куклы и бумажная одежда для нее, конверты по количеству детей, МАК «Роботы», книга «Мои первые эмоции», «Умные карты».    

 

Список литературы

 

Основная

 

1)                Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

 

2)                Немов Р.С. Психология. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4 изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центра ВЛАДОС, 2007. – 631 с.

 

3)                Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2008. №1. С. 83-85.

 

4)                Панфилова М.А. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.

 

5)                Романова Е.С. Психодиагностика. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 400 с.

 

6)                Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений / под редакцией А.Н. Гусева. 2009.

 

7)                Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб: Речь, 2011. – 128 с.

 

8)                Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – 9 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 314 с.

 

9)                Вачков И.Б.

 

Дополнительная

 

1) Избранные вопросы клинической психологии. Т 2.: Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии / Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский, Л.А. Лозовик. – Владивосток: Медицина ДВ, 2008. – 272 с.

 

2) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.

 

3) Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция. – Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.

 

4) Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.

 

5)      Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

 

6)      Психология человека от рождения до смерти. / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

 

7) Экман П. Психология эмоций. 2 –изд. – СПб: Питер, 2013. – 240 с.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.