ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ

Черабаева Надежда Александровна

Дата публикации: 26.12.2018

Рубрика: Биология. Экология

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Черабаева Н.А. Использование натуральных объектов на внеурочных занятиях по биологии // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2018/12/4061 (дата обращения: 26.07.2023)

Опубликовано пользователем: Черабаева Надежда Александровна

Н.А.Черабаева.

Учитель биологии

Лицей  № 40 при УлГУ

г. Ульяновск

 

Внеурочная деятельность, еще несколько лет назад с трудом воспринимаемая учительским сообществом и вызывавшая множество вопросов как по содержанию, так и по организации, стала неотъемлемой частью школьной жизни. Внеурочная работа позволяет решать педагогические, социальные и психологические задачи, которым зачастую не уделяется должного внимания в рамках урочной деятельности. В программах и планах внеурочной работы учитываются индивидуальное интересы, потребности, способности и возможности школьников, их возрастные особенности.

В.И. Казаренков [5] выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам:

  • взаимосвязь внеурочных и урочных занятий;
  • демократизация жизнедеятельности учащихся;
  • гуманизация отношений между участниками педагогического процесса;
  • оптимизация учебно-воспитательной работы;
  • индивидуализация и дифференциация обучения, воспитания и развития школьников3.

Соблюдение этих принципов во внеурочной деятельности позволяет школьникам не только углубить знания, расширить умения, познать «тайны» природы и человека,  но и установить дружеские и деловые контакты с педагогом, одноклассниками

Даже в небольших учебных заведениях теперь на выбор предлагаются десятки курсов внеурочной деятельности. Но если в 5-х классах ещё действует эффект новизны изучаемого учебного предмета и  желающих заниматься во внеурочное время биологией очень много, тем более ребята впервые получают возможность работы и с обычным световым микроскопом, и даже с цифровым,  то в 7-8 классах удержать их внимание становится все труднее. Изучать чисто теоретический материал готовы только высокомотивированные учащиеся. А ведь примерно в этом же возрасте перед подростками встаёт вопрос  профессионального самоопределения,  они задают себе вопрос «Кем быть?».  И уже несколько лет трендом в России  является увлечение компьютерной техникой, программированием; многие посещают спортивные секции, популярны так же иностранные языки. Перед учителем биологии встает проблема не только мотивации учащихся к изучению именно своего предмета, но и помощь им в профессиональном самоопределении. Ведь биология (часы на изучение которой постоянно  сокращаются) является основой для последующего изучения медицины, ветеринарии, агрономии, санитарии,  а так же множества профессий на стыке наук. Как показывает практика, одним из самых эффективных способов привития интереса учащихся к биологии является работа с натуральными объектами.

В советское время работе с натуральными объектами уделялось большое внимание. Издавались брошюры [4], [8] для кружковой работы, по изготовлению наглядных пособий по зоологии и анатомии из органов животных. Затем от таких занятий отошли. Многие  рекомендации из этих изданий в наше время уже неприемлемы как с санитарной точки зрения, так и с моральной. В последние  же годы практически не выходили методические рекомендации, посвященные работе со школьниками в биологических или зоологических кружках. Из самых новых можно назвать, пожалуй, только пособие авторов И.Х. Шаровой и А.А. Мосалова «Биология: Внеклассная работа по зоологии» [7].

На внеурочных занятиях вот уже несколько лет мы изучаем натуральные объекты. Проводятся лабораторные работы и практические работы: и те, которые есть в программе, но на более глубоком уровне, и дополнительные. Разработанный автором курс внеурочной деятельности «Путешествие в мир биологии» (с 5 по 9 класс) включает в себя большое количество таких работ. Чтобы разнообразить их, можно и нужно использовать как можно больше разнообразных объектов, большая часть которых в школе не рассматривается. Иногда учитель затрудняется в выборе такого объекта. «Что посмотреть?» – довольно злободневный вопрос для биолога, особенно работающего в городской школе.

Нами накоплен некоторый опыт в использовании, отборе натуральных объектов. Так, на занятиях, посвященных изучению растений, используются все возможности кабинета: как коллекции плодов и семян, грибов, гербарии, так и комнатные растения. Комнатные растения используются для изучения тканей растений. Интересны для рассмотрения волоски кожицы фиалки узамбарской и пеларгонии зональной; особенности образования придаточных корней у однодольных и двудольных растений на примере  рэо пёстрого и бегоний, по которым формируется представление о расположении образовательной ткани у этих классов. При изучении грибов рассматриваем не только трутовики и традиционно – плесневые грибы, но и доступные для покупки вешенки.

На занятиях, посвященных изучению животных, можно использовать  как традиционные объекты: культуры инфузорий, коллекции раковин моллюсков, перья птиц, коллекции насекомых, скелеты животных, но и обратиться, так сказать, к возможностям рынка. Большой интерес ребят вызывает препарирование рыбы с предварительным изучением её внутреннего строения. Причем лучше всего препарировать два вида рыб для демонстрации особенностей разных видов.

Внеурочные занятия позволяют провести лабораторную работу «Строение куриного яйца» более тщательно, дополнительно проведя работу по окраске пор скорлупы. Кроме того, при изучении птиц нами проводится  работа по изучению мускульного желудка птиц и сердца птиц (лучше крупных –например, индейки или гуся) – всё это доступно для покупки.

При изучении млекопитающих, а затем анатомии человека еще больший интерес вызывает рассмотрение сердца свиньи или кролика, легкого животного, препарирование почки животных. На сердце животного можно изучить расположение предсердий, желудочков, крупных сосудов, строение клапанов.

Если говорить об использовании живых объектов на внеурочных занятиях, то это прежде всего  широко известные тараканы – например, мадагаскарский,  который прост в содержании, и дождевые черви. При изучении моллюсков учащиеся, которые дома содержат ахатин, приносят их на занятия.

Интересно, что при изучении живых объектов дети охотнее работают над учебно-исследовательскими проектами, сами проявляют инициативу и предлагают темы работ. Например, из простого изучения внешнего строения дождевых червей родился проект, который включал в себя изучение их поведения в природе, изучение их разведения и закладку «вермиреактора».

Понятно, что при использовании натуральных объектов необходимо изучать определенные правила безопасности. Использовать можно только те объекты, которые проходят ветеринарный контроль. Желательно использование медицинских перчаток. Кроме того, что они защищают от грязи и возбудителей, у некоторых детей пропадает барьер, неприятие к мелким животным.

Подводя итог, можно сказать, что использование натуральных объектов приносит в занятия больше разнообразия и положительных эмоций и делает их более запоминающимися.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авилова К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе. Птицы. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гуминский А.А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учеб. Пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов./А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В.Маринова. –М.: Просвещение, 1990.
  3. Державина Т.Б. Экскурсии в природу : пособие для учителя / Т.Б. Державина. – М. : Мнемозина, 2010.
  4. Житников, И. С. Самодельные наглядные пособия по зоологии позвоночных. –  Москва: Учпедгиз, 1954.
  5.   Казаренков В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие / В.И. Казаренков. − М.: Логос, 2003. − 96с.
  6. Трайтак Д.И. Кабинет биологии / Д.И. Трайтак. − М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
  7. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. _ М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 152 с. – (Портфель учителя).
  8. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Том 1. М., «Просвещение» 1968.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.