Аглиулин Идрис Шахимуллич
Учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ г. Новосибирска «Гимназия №1»
Решение задач и физический эксперимент в школьном курсе физики.
(программа курсов повышения квалификации учителей физики средних школ)
Учебный план.
Цели:
Физика – лидер естествознания. Физическое мышление отличается систематичностью, в некотором роде, завершённостью.
Умение решать физические задачи –одно из свойств человеческого интеллекта. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические умения и навыки, обобщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки и техники. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:
● обобщение представлений о месте и роли физической задачи в школьном курсе физики в процессе формирования новой образовательной парадигмы в условиях резкого сокращения учебной недельной нагрузки по предмету;
● знакомство с новыми возможностями физического демонстрационного и учебного эксперимента;
● обобщение методики подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по предмету;
● формирование у слушателей умений постановки, классификации, приёмов и методов решения школьных физических задач.
Задачи курса:
Сформировать у слушателей курсов умения:
- применять физические знания различного уровня общности;
- проводить конкретный анализ экспериментально наблюдаемых явлений;
- использовать при решении задач методологические функции физической теории: объяснительной, предсказательной, регулятивной, нормативной;
- составлять задачи по различным темам курса, а также переформулировать- упрощать условие решаемой задачи;
- ставить физические эксперименты.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении курса являются:
- Физические приборы.
- Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
- Дидактические материалы.
- Учебники физики для средней школы.
- Учебные пособия по физике, сборники задач повышенной сложности.
- Личные методические разработки.
Ожидаемые результаты:
● расширение знаний об основных алгоритмах решения различных типов задач: экспериментальных, расчётных, оценочных, качественных, повышенной сложности; освоение методами постановки физического эксперимента;
● мотивация к постоянному повышению квалификации.
Категория слушателей: учителя физики средней школы.
Срок обучения: 36 часов.
Форма обучения: без отрыва от производства.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Учебно – тематический план.
Основная цель образовательного процесса: «Формирование у учащихся научного мировоззрения и понимания единства материального мира». Очевидно, что развитие любой страны определяется долей её участия в прорывных технологиях. Поэтому, физике отведено ведущее место и определена главная роль в таком развитии. Отсюда и ведущая роль физического образования, начиная со школьного. Однако, учебными планами предусмотрено сокращение учебных часов на школьную физику. К этому можно относиться по-разному, на такова реальность. Значит, необходима интенсификация труда. Данный курс охватывает часть программы методики решения задач и проведения физического эксперимента. Актуальность постоянного повышения квалификации учителей с учётом реалий сегодняшнего дня очевидна.
«Если к учителю относятся как к исполнителю чьих-то указаний, то вряд ли он захочет повышать квалификацию. Зрелая мотивация зависит от того, насколько он проникся осознанием целесообразности мероприятий по профессиональному росту» (Golby M, Fish M, British Journal of In-Service Education, 1980, V6 Nos.2)
Примечание: Данный курс лучше разделить на 4 части:
- Механика– 36 часов.
- Молекулярная физика. Термодинамика – 36 часов.
- Электродинамика – 36 часов.
- Оптика. Квантовая физика – 36 часов.
Это даст возможность более глубоко провести профессиональную переподготовку практикующих учителей физики.
№ |
Содержание |
Учебная деятельность |
Часы |
Примечание |
1 |
Физическая задача, её место в курсе физики, типы задач. Некоторые примеры. | Решение задач. |
2 |
Перед решением задач даётся краткое введение в теорию. |
2 |
Основы кинематики: равномерное и неравномерное движение, вращательное движение, кинематика колебательного движения. Системы отсчёта. Графическое исследование движения. Относительность механического движения. | Решение задач. Анализ экспериментов по данной теме. |
4 |
|
3 |
Основы динамики. Причина и следствие. Законы И. Ньютона. Алгоритм решения задач на законы Ньютона. Динамика вращательного движения. Условия равновесия тел. | Решение задач. Опыты по суперпозиции сил. |
4
4.
Законы сохранения в механике. Реактивное движение. Простые механизмы. К.п.д. механизмов.Решение задач.
Работа с простыми механизмами.
4
5
Колебательное движение. Сложение колебаний.Решение задач. Моделирование колебательного движения.
3
6
Гидростатика. Гидродинамика. Уравнение Бернулли и его применение.Решение задач.
2
7
Тестирование
1
8.
Основы м.к.т. и термодинамики. Основное уравнение м.к.т. Уравнение Клапейрона и Менделеева-Клапейрона. Циклы. К.п.д. циклов. Изопроцессы. Графические задачи. Теплопередача. Уравнение теплового баланса. Законы термодинамики. Статистический характер законов термодинамики.
Решение задач.
4
9
Электростатика. Основные теоремы электростатики. Энергия поля. Электрическое давление. Конденсатор.
Решение задач.
3
10
Постоянный электрический ток. Расчёт цепей. Работа и мощность тока. Производство и передача электрической энергии на большие расстояния.Решение задач.
Разбор лабораторных работ по теме.
3
11
Переменный электрический ток. Цепи переменного тока.Решение задач.
2
12.
Оптика. Основные законы оптики. Оптические приборы.Решение задач.
2
13
Квантовая физика.Решение задач.
1
14.
Тестирование.
1
Примечание: Тестирование можно заменить защитой следующих разработок:
- Особенности организации внеурочной работы с учащимися.
- Особенности работы с электронными образовательными ресурсами.
- Диагностико – коррекционная работа с учащимися.
- Актуальные для Вас вопросы методики преподавания физики.
- Основы методики и техники школьного физического эксперимента.
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
- Инновационные технологии.
- Методика работы с одарёнными детьми.
- Работа со слабоуспевающими детьми.
- Методы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Литература.
1 |
Физика 7 класс |
основной |
Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2008г |
Базовый уровень |
|
2 |
Физика 8 класс |
основной |
Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2008г |
Базовый уровень |
|
3 |
Физика 9 класс |
основной |
Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.:Дрофа, 2008г |
Базовый уровень |
|
4 |
Физика 10 класс |
основной |
Мякишев Г.Я, Сотский Н.Н, М.: Просвещение, 2008г |
Базовый уровень |
|
5 |
Физика 11 класс |
основной |
Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, М.: Просвещение, 2006г |
Базовый уровень |
|
6 |
Лекции по физике для учащихся ФМШ |
дополнительный |
ЕршовА.П, syte НГУ, 2004г |
углубленный |
|
7 |
Физика |
дополнительный |
Ершов А.П, Харитонов В.Г, РИЦ НГУ, 2006г |
углубленный |
|
8 |
Физика – 10 |
дополнительный |
Под ред. А.А.Пинского, М.: Просвещение, 2001г |
углубленный |
|
9 |
Физика – 11 |
дополнительный |
Под ред. А.А.Пинского, М.: Просвещение, 2002г |
углубленный |
|
10 |
Задачи по физике |
основной |
Под ред. Савченко О.Я, РИЦ НГУ, 1999г |
углубленный |
|
11 |
Сборник задач по физике для 10-11 классов. |
Основной |
Рымкевич А.П, М.:Дрофа, 2010г |
базовый |
|
12 |
Сборник задач по физике для 7-9 классов. |
Основной |
Лукашик В.И, М.: Просвещение, 2010г |
базовый |
|
13 |
Сборник задач по физике для 7-9 классов. |
Основной |
Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2009 |
базовый |
|
14 |
Физика -10 |
основной |
Механика. |
Мякишев Г.Я. М,: Дрофа, 2010.
Углубленный
15
Физика – 10
основной
Молекулярная физика. Термодинамика.
Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М. Дрофа, 2009
углубленный
16
Физика 10-11
основной
Электродинамика.
Мякишев Г.Я, М.:Дрофа, 2010
углубленный
17
Физика – 11
основной
Колебания и волны.
Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М.: Дрофа, 2009
углубленный
18
Физика – 11
основной
Оптика. Квантовая физика, Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М.: Дрофа, 2010.
Углубленный
19.
Личные методические разработки.
20.
Понимаете ли ВЫ физику.
Дополнительный
Капица П.Л, «Знание», М, 1958.Углубленный
21
Задачи вступительных экзаменов по физике в НГУ за 40 лет.
Дополнительный
Углубленный
22
Кинематика в курсе физики средней школы.
Дополнительный
Аглиулин И.Ш, ООО «СибЦветАрт», Новосибирск, 2007.Пособие для учителей физики
Количество просмотров публикации: -