ХОЧУ В ШКОЛУ, ХОЧУ УЧИТЬСЯ!

Боринец Вера Егоровна

Дата публикации: 07.10.2014

Рубрика: Общая рубрика

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Боринец В.Е. Хочу в школу, хочу учиться! // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/10/1540 (дата обращения: 15.07.2023)

Опубликовано пользователем: Саенко Марина Анатольевна

Основной труд школьника всех возрастов – это учеба. Если спросите любого учителя начальной школы, есть ли среди первоклассников те, кто не хочет учиться. Вы получите ответ, что таких нет. А «не хочу», которое появляется позднее, как правило, – итог, которые причинили взрослые. Причем часто бывает так, что сам школьник и не в силах увидеть, чего он не понимает, что у него не получается и какие усилия придется приложить, чтобы овладеть умениями и навыками.

В.А.Сухомлинский справедливо указывал, что помочь отстающему можем в том случае, если сумеем найти для него, какое-то дело, в котором он почувствовал бы себя уверенно, переложил радость победы. Если удастся это – тогда можно с полным основанием сказать: видишь, дело не так плохо, ведь что-то у тебя все-таки получается. А затем опять наметить план: что еще необходимо сделать, как, за какой срок. Конечно, трудность усиливается тем, что поначалу сдвиги покажутся малозаметными и ученик начинает терять веру в свои возможности.

Неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. Необходимо поддерживать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед. Успех в труде – это основа воспитательных усилий семьи и школы.

Очень часто у школьников на домашнее задание уходит много времени. Некоторые говорят, что много задают, другие сетуют на то, что неважная память, но причина кроется, как правило, в неумении работать разумно. Родители ругают ребенка за очередную двойку. Тот оправдывается, что учил. Ведь вы же сами видели. И верно – учил. Родители спохватываются: «Значит, мало учил!». Но дело в другом. Читал то много, но за каждым прочтением должна следовать попытка воспроизвести прочитанное вслух или про себя, подробно или выборочно.

Часто родители спрашивают о том, в каком порядке готовить уроки? Нередко требуют, чтобы дети начинали с письменных заданий, а затем переходили к более легким (устным). Но это не всегда оправдано. У одних детей первые часы работы самые плодотворные. У других – интенсивность появляется примерно к середине занятий. Понаблюдав за ребенком, можно легко определить: в каком порядке лучше готовить уроки.

Существенная часть умения учиться – самоконтроль и самооценка. Ученик должен стараться выполнять задание самостоятельно и уметь давать оценку своей работе. Ибо под руководством взрослых школьник работает прекрасно, стоит ему остаться одному – он беспомощен. Дело не в том, что он «все забыл», он просто не в состоянии оценить, что сделано хорошо, что – кое-что.

Несомненно, иногда ребенка следует, и подбодрить, но, даже похвалив, сразу спросите: «А сам как ты считаешь? Ну-ка посмотри, как ты вчера писал – лучше или хуже?»

Существуют способы самоконтроля, которым ребенка надо учить. Например, в решении задач – проверка обратными действиями.

Очень важно, чтобы школьник видел цель занятий. Родители спрашивают ребенка: «Что сегодня делали в школе?». Между тем правильно задавать вопрос по-иному: «Чему ты сегодня научился?». Ведь задачи, упражнения, чтение текстов – лишь средства и способы, а цель же – знания. Понимает ли это ваш ребенок? Стремится ли он к этой цели?

Ну а если не в силах помочь своему ребенку, то необходимо обратиться за советом – в школу. Ведь дела, заботы и радости у родителей и учителей общие.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.