ПОДВИГ УЧИТЕЛЕЙ И УЧЕНИК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Котелова Екатерина Сергеевна

Дата публикации: 27.12.2014

Рубрика: Классные часы

Тип материала:

Библиографическая ссылка:
Котелова Е.С. Подвиг учителей и ученик в годы Великой Отечественной войны. // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/12/1664 (дата обращения: 12.07.2023)

Опубликовано пользователем: Екатерина Труфанова

Учитель истории и обществознания Котелова Екатерина Сергеевна город Орел

Цель внеклассного мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов учителей и учеников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи.

  • Формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России;
  • Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, готовность защищать интересы государства;
  • Развивать чувство уважения к старшему поколению.

Участники мероприятия: ученики  8 класса

Время проведения: 1 час 50 минут

Форма проведения: круглый стол

Подготовка: учащиеся получили поисковое задание-сообщение «Подвиг учителей и учеников в годы войны»

Используемое оборудование:

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор,
  • компакт-диски с фонограммами, мелодиями песен,
  • репродукции картин, посвященных войне.

( Демонстрационный материал)

  • видеохроника военных лет,
  • презентация, кадр-заставка (фотографии учителей, учеников, которые воевали).
  • конверт с карточками

На доске: фотографии Великой Отечественной войны, высказывание Евгений Цыганков.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Наш классный час посвящен подвигу учителей и учеников. Сегодня мы вспомним тех, кто не жалел своей жизни ради нашего с вами мирного будущего. Великая Отечественная война – она принесла советским людям неисчислимые страдания, горе и потери. Она стала испытанием мужества, стойкости, патриотизма советских людей. О ней написано сотни и тысячи художественных произведений на разных языках. Еще больше напишут о ней будущее поколение, но вместе с тем она остается вечно недописанной книгой, недосказанной повестью…

Ход мероприятия

Ученик 1: Летнее тёплое утро. Весь советский народ ещё спит. И вдруг известие, звучащее из радиоприёмников, облетает всю страну: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза».

Учитель:

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких- то пять минут осталось

(Звучит песня «Вставай страна огромная», отрывок из документального видео «Начало войны»)

Ученик 2

Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники, мечтавшие стать учителями, врачами, инженерами осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941г не вернулся с фронта. (просмотр слайдов 1- 4)

(Звучит песня «Вставай страна огромная»)

Ученик 1 (слайд 5)

Начались трудные времена для школы…

В суровые годы оккупации учителя нашей школы продолжали подпольное обучение детей у себя на дому. Наш рассказ о некоторых из них, чья жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости, самоотверженности – примером для своих учеников. (просмотр слайда 5)

Ученик 1

Я помню сожжённые сёла

И после победного дня

Пустую,

Холодную школу,

Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград…

Я помню

Поношенный китель

И пятна – следы от наград.

Он жил одиноко при школе.

И в класс приходил налегке.

И медленно

Левой рукою

Слова

Выводил

На доске.

Ученик 2

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!

Учитель: К сегодняшнему мероприятию вы должны были подготовить поисковые задания «Подвиг учителей и учеников нашего лицея» или «Живая газета». Одновременно с вашими сообщениями, мы будем просматривать презентацию о героях нашей школы.

«Живая газета».

Рассказы учащихся о: Ефремове Николае Гавриловиче, Ровенская Ирина Владимировна. Просмотр слайдов 6-7

Ученик 2

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Рассказ учеников о подвиге бывших учеников школы

1 группа -Евгении Цыганкове, Владимире Сечкине, Нине Алексееве,

2 группа-Марии Земской, Павел Маяцкий

3 группа- Дмитрий Потапов, Владимир Булгаков

Звучит военная песня «Журавли»

Учитель: Прослушав сообщения каждой поисковой группы и замечательные стихи, посвященные войне, давайте подумаем, а что значит слово «подвиг»?

(Рассуждение учащихся)

-У каждого группы на столе лежат конверты, в которых находятся карточки с надписями. Вам необходимо выявить те, которые заключают в себе слово «подвиг».

(Работа учащихся с конвертами)

-Подвиг- это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести достоинства и свободы.

- Почему мы говорим, о подвиге наших учителей и учеников через много-много лет?

(Рассуждение учащихся)

-Евгений Цыганков в последней записке, писал: «Смело борись с невзгодами жизни, не падай духом, верь в счастливое будущее, которое принесет освобождение от фашистского ига. Подготовься и закались в борьбе для грядущих дней великой стройки. Люди, преданные своему делу, закаленные в борьбе, нужны нашему Отечеству в его борьбе за процветание и рост. Великие дни- великие люди! Великие дела ожидают их. Стремись вперед, только вперед. Теперешние дни- хорошая школа для будущего… Верь! Взойдет она-заря пленительного счастья!»

-В чем вы видите смысл этих слов? Не кажется ли вам, что эти слова наставление современному обществу? Чему они нас учат?

(Рассуждение учащихся)

Учитель: Дорогие ребята, выполняя поисковое задание, вы задумывались, а почему ваши группы названы «Живой газетой»?

(Обсуждение учащимися названия группы)

Учитель Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.

Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? О ее героях? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.

У каждого из нас свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся, даже когда употребляем это слово от случая к случаю или без особой надобности, – справедливость его остается неизменной. Долг перед страной, перед близкими, перед своей совестью. Чуткость не входит в чьи – то служебные обязанности. Так давайте положим на чаши наших весов наш нравственный долг и наше безмятежное равнодушие. Что перетянет?

Ученик 1

Но жизнь пройдет, развеявшись, как дым,

Предсмертный миг оставит мне в подарок

Дни мужества – примеры молодым.

И памяти оставшийся огарок

Осветит мне секунду бытия,

Границу между жизнью и смертью,

И вот тогда лишь буду вправе я

На равных разговаривать с бессмертием.

И, стоя у истоков чистоты,

И обращаясь в прошлое и вечность,

Я попрошу у мира красоты,

А для людей – душевную сердечность.

Учитель:

Мы всегда будем помнить наших героев, всегда будем гордиться их подвигом. Никогда не забудем учеников и учителей нашей школы, которые ради нашей мирной жизни погибали на фронте. Они всегда будут жить в наших сердцах и в этом их бессмертие.

Ученик2.

Помните!

Через века, через года- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Какой ценой завоевано счастье,- заклинаю,-

ПОМНИТЕ!

(Р. Рождественский)

Учитель

Зажжем в их память свечи и почтим минутой молчания. (Ученики зажигают свечи. Минута молчания)


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.