МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОСВОЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Волошина Ольга Олеговна

Дата публикации: 14.02.2016

Рубрика: Аттестация учителей, Заместителю директора по МР, Химия

Тип материала:

Библиографическая ссылка:
Волошина О.О. Методические рекомендации для самообразовательной деятельности учителя в освоении перспективных образовательных технологий // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2016/02/2102 (дата обращения: 22.07.2023)

Опубликовано пользователем: Ольга Волошина

Методический ориентир

Волошина Ольга Олеговна,

учитель химии высшей категории,

учитель-методист

Донецкой гимназии № 6

В статье описывается опыт работы учителя по организации самообразовательной деятельности педагога в выборе и применении педагогических инноваций. Предложенные технологические карты и метод соединительных линий используютя в системе работы, способствуют инновационной деятельности учителя и являются интерактивными методиками становления мастерства  педагогов.

Каждому учителю знакомы ощущения и внутренние переживания, когда его урок посещают коллеги или проверяющие. Всегда хочется показать себя с лучшей стороны, надеешься, что коллеги поймут и оценят твою работу на уроке достойно. Когда ты готовишь открытый урок, много времени уделяешь деталям, стараешься показать самое лучшее из своего педагогического опыта, анализируешь планируемые формы работы на уроке, расписываешь поминутно свою деятельность и работу учащихся. Но открытые уроки учитель показывает максимум раз в полугодие (семестр), и подготовка к ним забирает много времени и сил. Как  облегчить  подготовку учителя  к открытым урокам и готовность к посещению его уроков?

В нашей работе главное – системность и последовательность. Чтобы показать посещающим самое лучшее, нужно знать, что показывать и отрабатывать эти аспекты из урока в урок. То есть нужно знать, что могут увидеть, проанализировать и оценить посещающие на уроке. Для этого предлагаю использовать Технологическую карту оценки работы учителя (Приложение 1) как инструмент ежедневной самооценки своей методической деятельности. Критерии уровней оценивания  (начальный, средний, достаточный, высокий) учитель может разработать сам, основываясь на своих представлениях, личном опыте, наблюдениях, знаниях. Этой картой можно пользоваться и при подготовке к уроку, и при самоанализе проведенного урока для определения направлений самосовершенствования.

Системное использование  такого подхода к самооценке формирует у учителя стойкую потребность в применении инновационных педагогических технологий обучения. Здесь тоже нужна самоориентация. Для этого можно использовать Метод соединительных линий (Приложение 2). После того, как учитель выйдет на новый, более высокий уровень педагогического мастерства, можно продолжать самооценку по Технологической карте оценки использования принципов продуктивного обучения (Приложение 3), потому что любая инновационная образовательная технология предполагает продуктивность как учителя, так и учащихся.   

В чём же заключается метод соединительных линий? Суть этого интерактивного метода состоит в том, что учитель составляет (или находит в педагогических изданиях) классификацию педагогических технологий (по направлениям), перечень самих технологий и дидактических форм, которые учитель использует в своей работе. Затем педагог линиями соединяет педагогическую технологию с направлениями образовательных технологий (характеризует данную педтехнологию) и соединяет линиями технологию и дидактические формы. Формы работы учителя могут соответствовать нескольким технологиям и классификационным направлениям. Таким образом учитель самоопределяется в выборе образовательной технологи (инновации). Эвристический подход в самоопределении (а я уже работаю в этом направлении!) мотивирует учителя к самообразованию, детальному знакомству с выбранной инновацией, опытом работы мировых и отечественных педагогов. Каждый педагог имеет свой дидактический потенциал,  и   слова Теодора Рузвельта: «Всё, что  нам нужно, уже есть в наших головах», – будут первым ориентиром на пути профессионального самосовершенствования.

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ФИО учителя

Предмет

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Дата

Критерии оценивания

Уровни оценивания

начальный средний достаточный высокий
І.Создание учебно-познавательной среды 
1.1. Логика урока (взаимосвязь этапов, частей урока)
1.2. Рациональная организация времени урока
1.3. Темп урока
1.4. Владение учителем учебным материалом
1.5. Мотивация  учебной деятельности учащихся
1.6. Эмоциональная атмосфера
2. Методы обучения, которые использует учитель 
2.1. Пояснительно-демонстрационные
2.2. Репродуктивные
2.3. Проблемные
2.4. Поисковые
2.5. Евристические
2.6. Соответствие целям обучения
2.7. Соответствие методов возрастным особенностям учащихся
3. Деятельность учащихся на уроке
3.1. Активность
3.2. Самостоятельная деятельность
3.3. Дифференцированность и индивидуализация
3.4. Творческая активность
4.Контроль и коррекция деятельности учащихся
4.1. Системность
4.2. Организация само-  и взаимоконтроля
4.3. Рецензирование ответов, объективность оценивания
4.4. Организация обратной связи   (рефлексия)
5. Личностная характеристика поведения учителя на уроке
5.1. Грамотность
5.2. Научность
5.3. Выразительность
5.4. Эмоциональность

ФИО  посещающего урок____________________________________________

Приложение 2

Метод соединительных линий

         Направления                                                       Педагогические технологии

 

По уровню использования                                                     Общепедагогические

Предметные

Локальные и модульные

По концепции усвоения                                                         Ассоциативно-рефлекторные

Развивающие

Бихевиористические

Суггестивные

Нейролингвистические

Гештальттехнологии

По отношению к ребёнку                                                       Авторитарные

Дидактоцентристские

Личностно-ориентированные

 

По типу организации и управления                                      Игровые тренинговые

познавательной деятельностью                                             технологи

Алгоритмизация

Интеграционные

Компьютерные

Диалоговые

 

По организационным формам                                               Классно-урочные

Академические

Индивидуальные

Групповые

Клубные

Альтернативные (нестандартные)

 

По приоритетной составляющей                                          Предметно-ориентированная (продуктивная)

педагогического процесса                                                     Личностно-ориентированная (гуманная)

Партнёрская (сотрудничество)

 

Дидактические формы

 

Лекция                                Семинар                              Практикум                       Исследование

 

Символы (опоры)         Многомерные матрицы          Метапредмет          Образовательная ситуация

 

Рефлексия                     Эвристическое погружение    Ролевая игра                   Сюжетная игра

 

Эвристика                     Дидактическая игра                 Диспут                            Презентация

 

Мозговой штурм          Проекти                                    Беседа                      Интеллектуальная игра

 

Портфолио


Приложение 3

       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ  ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  

№ пп

ПРИНЦИП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

УРОВНИ

Н

С

Д

В

1

Принцип личностного выбора цели  Научить детей ставить цель на урок, тему; планировать и прогнозировать результаты её достижения, делать выводы; научить учащихся строить индивидуальную траекторию учебно-познавательного процесса. Учится соотносить свои желания с реальними возможностями, способностями и интересами; учится грамотному выбору цели. 

 

 

 

 

2

Принцип выбора индивидуальной учебной траектории Обеспечить учащимся право выбора цели занятия, способов деятельности, творческих подходов; научить действовать в ситуации выбора; формировать ключевые компетентности. Создаёт учебный продукт (образовательный продукт), овладевает основами креативной (творче ской), организационной, когнитивной (познавательной) деятельности, а также ключевыми компетенциями.

 

 

 

 

3

Принципметапредметного

(надпредметного) содержания образования

Конструирует (моделирует) целостную учебную (образовательную) систему, которая  включает метапредметный поход к образованию. Реализует свои возможности, использует разные пути познания образовательных объектов. 

 

 

 

 

4

Принцип обязательного получения продукта учебной деятельности  Создаёт образовательную среду (знания, учебные приёмы, формы, умения, навыки).  Создаёт продукт эвристической интеллектуальной, практической деятельности (составление плана, алгоритма, рефлексивные высказывания, самооцінка, исследования, сочинения, раздичные предметне модели).

 

 

 

 

5

Принцип первичности образовательной продукции учащихся Организует предметную деятельность учащихся по «добыванию знаний» (инновационные технологи, интерактивные методы, творческие работы). Усваивает общеобразовательный стандарт благодаря сравнению и соотношению своїх личных знаний («открытий») с научными источниками и образцами. 

 

 

 

 

6

Принцип ситуативности обучения Сопровождает учащегося в его образовательной (учебной) деятельности. Осуществляет образовательную (учебную) деятельность

 

 

 

 

7

Принцип учебной рефлексии  Организует обучение разным формам рефлекси (познавательной, учебной, деятельностной, эмоциональной, коммуникативной, социальной).  Понимает и осознаёт способы деятельности, развивает личностную компетентность, социализируется, определяет полученный учебный продукт, формирует модели и алгоритмы поведения и деятельности, получает результативность в обучении.

 

 

 

 

 

Литература

1. Хуторской А.В. Педагогика инноватики. Учебное пособие. – М.: Изд-во Академия», 2010.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для ВУЗов. – Санкт-Петербург: Изд. Дом «Питер», 2007.

3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.  – М.: Знание, 1989.

Текст файла «Методический ориентир»:
Методический ориентирВолошина Ольга Олеговна, учитель химии высшей категории, учитель-методист Донецкой гимназии № 6 В статье описывается опыт работы учителя по организации самообразовательной деятельности педагога в выборе и применении педагогических инноваций. Предложенные технологические карты и метод соединительных линий используютя в системе работы, способствуют инновационной деятельности учителя и являются интерактивными методиками становления мастерства педагогов. Каждому учителю знакомы ощущения и внутренние переживания, когда его урок посещают коллеги или проверяющие. Всегда хочется показать себя с лучшей стороны, надеешься, что коллеги поймут и оценят твою работу на уроке достойно. Когда ты готовишь открытый урок, много времени уделяешь деталям, стараешься показать самое лучшее из своего педагогического опыта, анализируешь планируемые формы работы на уроке, расписываешь поминутно свою деятельность и работу учащихся. Но открытые уроки учитель показывает максимум раз в полугодие (семестр), и подготовка к ним забирает много времени и сил. Как облегчить подготовку учителя к открытым урокам и готовность к посещению его уроков? В нашей работе главное – системность и последовательность. Чтобы показать посещающим самое лучшее, нужно знать, что показывать и отрабатывать эти аспекты из урока в урок. То есть нужно знать, что могут увидеть, проанализировать и оценить посещающие на уроке. Для этого предлагаю использовать Технологическую карту оценки работы учителя (Приложение 1) как инструмент ежедневной самооценки своей методической деятельности. Критерии уровней оценивания (начальный, средний, достаточный, высокий) учитель может разработать сам, основываясь на своих представлениях, личном опыте, наблюдениях, знаниях. Этой картой можно пользоваться и при подготовке к уроку, и при самоанализе проведенного урока для определения направлений самосовершенствования. Системное использование такого подхода к самооценке формирует у учителя стойкую потребность в применении инновационных педагогических технологий обучения. Здесь тоже нужна самоориентация. Для этого можно использовать Метод соединительных линий (Приложение 2). После того, как учитель выйдет на новый, более высокий уровень педагогического мастерства, можно продолжать самооценку по Технологической карте оценки использования принципов продуктивного обучения (Приложение 3), потому что любая инновационная образовательная технология предполагает продуктивность как учителя, так и учащихся. В чём же заключается метод соединительных линий? Суть этого интерактивного метода состоит в том, что учитель составляет (или находит в педагогических изданиях) классификацию педагогических технологий (по направлениям), перечень самих технологий и дидактических форм, которые учитель использует в своей работе. Затем педагог линиями соединяет педагогическую технологию с направлениями образовательных технологий (характеризует данную педтехнологию) и соединяет линиями технологию и дидактические формы. Формы работы учителя могут соответствовать нескольким технологиям и классификационным направлениям. Таким образом учитель самоопределяется в выборе образовательной технологи (инновации). Эвристический подход в самоопределении (а я уже работаю в этом направлении!) мотивирует учителя к самообразованию, детальному знакомству с выбранной инновацией, опытом работы мировых и отечественных педагогов. Каждый педагог имеет свой дидактический потенциал, и слова Теодора Рузвельта: «Всё, что нам нужно, уже есть в наших головах», - будут первым ориентиром на пути профессионального самосовершенствования. Приложение 1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИО учителя Предмет Тема урокаЦель урокаТип урокаДата Критерии оцениванияУровни оцениванияначальныйсреднийдостаточныйвысокийІ.Создание учебно-познавательной среды 1.1. Логика урока (взаимосвязь этапов, частей урока) 1.2. Рациональная организация времени урока 1.3. Темп урока1.4. Владение учителем учебным материалом 1.5. Мотивация учебной деятельности учащихся 1.6. Эмоциональная атмосфера 2. Методы обучения, которые использует учитель 2.1. Пояснительно-демонстрационные2.2. Репродуктивные2.3. Проблемные2.4. Поисковые2.5. Евристические2.6. Соответствие целям обучения 2.7. Соответствие методов возрастным особенностям учащихся 3. Деятельность учащихся на уроке3.1. Активность3.2. Самостоятельная деятельность3.3. Дифференцированность и индивидуализация 3.4. Творческая активность 4.Контроль и коррекция деятельности учащихся4.1. Системность4.2. Организация само- и взаимоконтроля4.3. Рецензирование ответов, объективность оценивания 4.4. Организация обратной связи (рефлексия) 5. Личностная характеристика поведения учителя на уроке5.1. Грамотность5.2. Научность5.3. Выразительность5.4. Эмоциональность ФИО посещающего урок____________________________________________ Приложение 2 Метод соединительных линий Направления Педагогические технологии По уровню использования Общепедагогические Предметные Локальные и модульные По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные Развивающие Бихевиористические Суггестивные Нейролингвистические Гештальттехнологии По отношению к ребёнку Авторитарные Дидактоцентристские Личностно-ориентированныеПо типу организации и управления Игровые тренинговые познавательной деятельностью технологи Алгоритмизация Интеграционные Компьютерные ДиалоговыеПо организационным формам Классно-урочные Академические Индивидуальные Групповые Клубные Альтернативные (нестандартные) По приоритетной составляющей Предметно-ориентированная (продуктивная) педагогического процесса Личностно-ориентированная (гуманная) Партнёрская (сотрудничество) Дидактические формы Лекция Семинар Практикум ИсследованиеСимволы (опоры) Многомерные матрицы Метапредмет Образовательная ситуацияРефлексия Эвристическое погружение Ролевая игра Сюжетная играЭвристика Дидактическая игра Диспут ПрезентацияМозговой штурм Проекти Беседа Интеллектуальная играПортфолио Приложение 3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ № ппПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ УРОВНИ Н С Д В 1 Принцип личностного выбора цели Научить детей ставить цель на урок, тему; планировать и прогнозировать результаты её достижения, делать выводы; научить учащихся строить индивидуальную траекторию учебно-познавательного процесса. Учится соотносить свои желания с реальними возможностями, способностями и интересами; учится грамотному выбору цели. 2 Принцип выбора индивидуальной учебной траектории Обеспечить учащимся право выбора цели занятия, способов деятельности, творческих подходов; научить действовать в ситуации выбора; формировать ключевые компетентности. Создаёт учебный продукт (образовательный продукт), овладевает основами креативной (творче ской), организационной, когнитивной (познавательной) деятельности, а также ключевыми компетенциями. 3 Принцип метапредметного (надпредметного) содержания образования Конструирует (моделирует) целостную учебную (образовательную) систему, которая включает метапредметный поход к образованию. Реализует свои возможности, использует разные пути познания образовательных объектов. 4 Принцип обязательного получения продукта учебной деятельности Создаёт образовательную среду (знания, учебные приёмы, формы, умения, навыки). Создаёт продукт эвристической интеллектуальной, практической деятельности (составление плана, алгоритма, рефлексивные высказывания, самооцінка, исследования, сочинения, раздичные предметне модели). 5 Принцип первичности образовательной продукции учащихся Организует предметную деятельность учащихся по «добыванию знаний» (инновационные технологи, интерактивные методы, творческие работы). Усваивает общеобразовательный стандарт благодаря сравнению и соотношению своїх личных знаний («открытий») с научными источниками и образцами. 6 Принцип ситуативности обучения Сопровождает учащегося в его образовательной (учебной) деятельности. Осуществляет образовательную (учебную) деятельность 7 Принцип учебной рефлексии Организует обучение разным формам рефлекси (познавательной, учебной, деятельностной, эмоциональной, коммуникативной, социальной). Понимает и осознаёт способы деятельности, развивает личностную компетентность, социализируется, определяет полученный учебный продукт, формирует модели и алгоритмы поведения и деятельности, получает результативность в обучении. Литература 1. Хуторской А.В. Педагогика инноватики. Учебное пособие. – М.: Изд-во Академия», 2010. 2. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для ВУЗов. - Санкт-Петербург: Изд. Дом «Питер», 2007. 3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.