Проблема адаптации школьников на сложных возрастных этапах всегда актуальна. При переходе к обучению в основной школе учащихся испытывают те или иные адаптационные трудности. Причины трудностей связаны как с организационной стороной обучения (переход в новое здание, система кабинетов, новые предметы, много новых взрослых, разные требования у разных педагогов), так и со вступлением детей в подростковый возраст (изменение поведения, появление новообразований в психике, скачок развития, изменение потребностей). Поддержка всех участников образовательного процесса в этот непростой период – одна из основных и актуальных задач в работе школьного психолога [4,7].
В течение ряда лет в связи с реализацией нового Федерального образовательного стандарта Служба психолого-педагогического сопровождения Лицея №369 разрабатывает и проводит мероприятия, необходимые для успешной адаптации учащихся, переходящих в основную школу.
Первый этап этой работы – мониторинг сформированности универсальных учебных действий. В конце учебного года все четвероклассники пишут диагностическую работу, целью которой является определение уровня сформированности универсальных учебных действий[2,5,10,15] . Уже на этом этапе можно дать некоторую характеристику каждого из классов, однако, это далеко не все. Важным методом является наблюдение (иногда – включенное наблюдение) за деятельностью учащихся в различных ситуациях: на уроках, на переменах, при подготовке к внеклассным мероприятиям, на занятиях с психологом и т.д. Дополнительные важные данные можно получить и из экспертных опросов педагогов. Вся полученная информация обрабатывается и представляется в обобщенном виде.
В результате проделанной работы сначала у педагогов-психологов, а затем у педагогов, принимающих пятиклассников, складывается некоторое представление о детях, с которыми им предстоит работать.
С наступлением нового учебного года, по договоренности с классными руководителями, с каждым из классов проводится адаптационный тренинг, основными задачами которого являются: снижение тревожности, сплочение класса, проявление творческой активности и самопредъявления в доброжелательной обстановке [3,6, 8,13,14].
Эта работа, на наш взгляд, является очень важным этапом в исследовании особенностей каждого из классных коллективов. Педагог-психолог на занятиях не только проводит специально направленные игры и упражнения, но и наблюдает за поведением, общением детей, их индивидуальными проявлениями и взаимодействием друг с другом. Желательно, чтобы такие группы вели два педагога-психолога. После занятий будет возможность обсудить увиденное, сравнить наблюдения, скорректировать при необходимости дальнейшую работу с классом.
По завершении работы с каждым из классов проводится психолого-педагогический консилиум, на который приглашаются все педагоги, работающие в данном классе.
Важно, что в процессе такой работы с классами в текущем учебном году, педагоги-психологи обнаружили, что каждый из классов имеет четко выраженную особенность, которую назвали «темой класса».
«Тема класса» – это актуальная возрастно-психологическая потребность класса. При проведении тренинговых занятий такая потребность сначала выявляется педагогом-психологом, а затем проверяется как на самом тренинге, так и при наблюдении за классом в образовательном процессе. Важную информацию дают и наблюдения педагогов, классных руководителей.
Приведем лишь некоторые примеры «тем» классов.
«Звездный» класс. Этот класс выделялся среди других еще в начальной школе. Учащиеся отличались высоким уровнем интеллектуального развития, многие любят читать, однако уровень эмоционально-нравственного развития у ребят этого класса был немного ниже, чем у учащихся других классов параллели. Уже в пятом классе основной стала коллективная установка достижения и сохранения принадлежности к «группе избранных – отличников», но даже те, кто в эту группу входил, переживали за устойчивость своего статуса. Отметка приобрела очень высокую значимость.
При работе с данным классом были определены риски отрицания наличия данной проблемы. Прежде всего это неадекватная и неустойчивая самооценка учащихся, постоянные сомнения в своих силах, тревожность. Кроме того – нечуткость к потребностям других. Прагматические мотивы во взаимодействии с одноклассниками, формальное отношение к учебным успехам, снижение мотивации к самопознанию и саморазвитию, страх ошибок, избегание трудностей и т.д. К сожалению, названные риски носят как актуальный, так и отсроченный характер, и даже пожизненный – могут стать характеристической чертой личности.
Для коррекции ситуации рекомендовано при работе с данным классом: участие в социально-ориентированных проектах – как возможность проявиться активности за пределами учебной деятельности; постановка сложных социально-значимых задач перед классом, как социальной общностью; развитие разновозрастного сотрудничества при участии в различных проектах; разработка вместе с детьми многокритериальной системы оценивания [10].
«Слабый» класс. Это медлительный, немотивированный класс, дети как будто все время уставшие, астенизированные, часто болеющие, интерес к учебной деятельности низкий.
Риски невнимания к данной проблеме носят актуальный характер и проявляются в снижении у учащихся ценности образования, переживание хронической неуспешности и, как следствие, формирование соответствующей самооценки и закрепление низкого уровня использования своих возможностей.
Коррекционная работа в этом классе требует повышенного индивидуального внимания. Необходимо помогать учащимся осознавать и актуализировать способы самостоятельной индивидуальной работы, создавать условия для осознавания учащимися структуры учебной деятельности, собственных возможностей, повышения самооценки, создавать ситуации успеха, самопредъявления и самореализации; поддерживать инициативность, поисковую активность, индивидуальность в любой значимой для учащихся деятельности [10].
Есть и другие «темы» классов. Например, «Мальчики и девочки». Для такого класса на первое место выходит потребность в принятии взрослыми и сверстниками проявлений в поведении мужских и женских черт. Или тема «Самодостаточности». В таком классе учащиеся не имеют или теряют интерес к межличностному взаимодействию, и важнейшим аспектом воспитания должно стать определение коллективных ценностей и повышение значимости самого коллектива для его участников, коллективная творческая деятельность[14].
Важно подчеркнуть, что при переходе в основную школу у учащихся меняется не только учебная деятельность, ее параметры и критерии, но и социально-ролевое взаимодействие. При игнорировании наличия «темы» класса, актуальной проблемы возрастно-психологического развития, происходит «застревание» на определенных стадиях развития, класс не может выйти без потерь на новый возрастной уровень, повышается тревожность, нарушается и искажается мотивация, в том числе и учебная, высок риск формирования «трудного» класса, попадания детей в различные «группы риска”.
Таким образом, одна из основных актуальных задач – адаптация школьников к обучению в основной школе может быть реализована с помощью технологии решения актуальных задач возрастно-нормативного развития учащихся. Снижая тревожность, обусловленную у школьников особенностями возрастного развития, можно снизить и многие другие адаптационные трудности, с которыми сталкиваются и дети, и их родители и педагоги.
Литература.
- Агеева И.А. Коррекционные техники в школе.- СПб: Речь, 2004.
- Возняк И.В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы , инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2015.
- Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. – СПб: Речь, 2008.
- Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2013.
- Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга.- М.: АСТ, 2014.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы). Система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2015.
- Кривцова С.В.Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 классы). – М.: Генезис, 2012.
- Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб: Питер, 2013
- Микляева А.В. Трудный класс. Диагностическая и коррекционная работа. – СПб: Речь, 2007.
- Минова М.В. Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2014.
- Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников. Разминки, энергизаторы, активаторы. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2015.
- Рыкова Н.Н. Академия волшебства Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. – СПб: Речь, 2011.
- Савченко М.Ю. Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися, работа с родителями, диагностика, занятия, тренинги. – М.:”5 за знания”, 2006.
- Ушева Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников. – Волгоград: изд-во “Учитель”, 2015.
Количество просмотров публикации: -