РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА В РАМКАХ ПРОЕКТА «СЛАВЬСЯ, ВЕЛИКИЙ ДОН»

Бржезинская Наталья Алексеевна, Погонцева Дарья Викторовна

Дата публикации: 13.06.2018

Рубрика: Общая рубрика

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Развитие патриотизма в рамках проекта «Славься, великий Дон» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2018/06/4048 (дата обращения: 13.07.2023)

Опубликовано пользователем: Погонцева Дарья Викторовна

Произошедшие изменения в последние годы приводят к стремительному пробуждению национального самосознания и развитию патриотизма. Все чаще в научных работах по педагогике, социологии, психологии, политологии поднимается вопрос о стремлении современной молодежи к духовным истокам культуры, национальным традициям, отмечается рост потребности к развитию этнокультурным ценностям.

Патриотизм (греч. patris — отечество) это определенный, прежде всего нравственный принцип и социальное чувство, в содержание которого входят такие чувства, как чувства любови и преданности Отечеству, а также гордость за  прошлое и настоящее свой родины. В «Словаре русского языка» C.И. Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [5, с. 786]. Патриотическое воспитание всегда служило средством воспитания гражданского общества и укрепления государственности. Однако, в результате раскола Советского Союза, изменения в культурном и политическом взаимодействии между республиками РФ и странами входящими в СНГ, привели к тому, что мы наблюдаем деградацию патриотизма в целом и патриотического воспитания в частности. Хотя можно отметить определенный рост интереса к патриотическому воспитанию, появлению различных организаций и объединений направленных на развитие патриотизма, однако чаще всего это военные или про-военные организации, ячейки и детские творческие объединения. На важность воспитания молодежи на духовных ценностях указывает президент Российской Академии Образования Н.Д.Никандров: «Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности – это патриотизм. Никак не могу согласиться с тем, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться доброму у других народов. … Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы и ум, и – если сможет – богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [цитата по 7].

Значимость воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи сомнений не вызывает. Это отмечается и в нормативных документах Правительства и Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг., «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». В этих документах подчеркивается роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается «необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, изучение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, чувства гордости за свой народ, край, Родину». Таким образом, важно отметить, что формирование и воспитание у подростков интереса к истории и культуре своего народа, уважительное отношение к культуре других народов – задача актуальная. Как мы уже отмечали ранее фольклор это тот компонент, который повествует об истории, традициях, быте своего народа, обучает и воспитывает чувство гордости за свою малую родину, страну.

Исходя из этого нами был разработан социальный проект «Славься, великий Дон», в котором принимают участие воспитанники фольклорного ансамбля «Феникс» и «Маленький Феникс», в возрасте от 6 до 18 лет, а также в ряде мероприятий принимают участие выпускники ансамбля, многие из которых продолжают заниматься изучением фольклора. Основу репертуара ансамбля составляют аутентичные песни казаков Дона, Кубани и Терека,  важно отметить, что эти песни исполняются чаще всего без музыкального сопровождения, а танцевальные «гулебные» под балалайку, иногда с использованием флейт и других народных духовых инструментов. К сожалению, опыт работы данной площадки показывает, что увлечь зрителя аутентичным фольклором довольно трудно, распевы с разбитием слов («ой, да, вот и раз-ра-ди… о-е да, я же …мая, ой, да сторонушка») воспринимаются не так просто, а неподготовленным слушателям зачастую невозможно разобрать текст, поэтому в репертуар концертов в рамках экспериментальной площадки вводятся фольклорные песни в современной обработке (песни из репертуара гр. Иван Купала, Пелагея, Baba Yaga и др.). В тоже время мы видим необходимость использовать такие песни только как способ привлечь внимание и «разбавить» общую программу, поскольку для нашего проекта важным аспектом является именно сохранение культуры нашего региона и формирование чувства любви к своей родине.

Так, Т.С. Рудиченко [8] отмечает, что «в силу исторически сложившегося быта станиц, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе». Автор также указывает, что «важной отличительной особенностью является то, что песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Умение «играть песни» было у казаков распространённым, поэтому и форма вокализации–волевая, решительная, отрывисто-эмоциональная». В тоже время можно выделить категорию женских песен, которые чаще всего связаны со свадебным обрядом, а также представлены колыбельными, шуточными и бытовыми – лирическими песнями, связанными с темой бесправия: «У всех мужья молодые, у меня одной – старичище…», тема разлуки на примере песни «Куды милый скрылся», одиночества «Я одна по полю шла». В тоже время. Детский фольклор, по сути, сохранен в нашем регионе обрывочно и представляет собой компиляцию детского фольклора других регионов с использованием донского лексикона (говора). Однако, в рамках проекта нами было введено ряд детских народных игр разных регионов России, как с точки зрения привлечения интереса детей младшего школьного возраста к фольклору в целом, так и понимание того, что в большинстве случаев детский фольклор скорее универсален, чем уникальный. Так, в рамках проекта со зрителями были разучены ряд народных игр, в том числе «Шишки-желуди-орехи», «Чиж», «Капустка» (с элементами хоровода), во всех играх предлагалось участвовать зрителям всех возрастов, что также способствовало усилению взаимоотношений внутри семей и групп друзей. Особенно это ярко наблюдается в играх на скорость реакции в тех случаях, когда дети включаются в игру быстрее родителей, и далее пытаются помочь взрослым, в таких играх дети и родители проявляют истинно командный дух, что в целом влияет и на формирование патриотизма.

Занятие фольклором пробуждает интерес к истории своего народа, его культуре, быту, углубляет и расширяет знания литературы, расширяет кругозор, помогает понять и осознать свою национальную принадлежность и развивает толерантное отношение к другим национальностям. Воспитывает уважение к наследию предков. Способствует воспитанию творческих способностей, прививает навыки исследовательской и собирательной работы, создает условие для самореализации, помогает формированию человека, гражданина, личности, интегрированного в современное общество. Организация серии лекций-концертов «Звонкие вечерки» способствует формированию у участников (как исполнителей, так и зрителей) дружеских, доброжелательных отношений, способствует проявлении эмпатии, сопереживания и взаимопомощи, когда каждый зависит от другого. Участие в фестивалях, конкурсах, экскурсиях, позволяют воспитывать коммуникабельность умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Кроме того, участие в фестивалях способствует формированию идентичности и этнической идентичности в частности. Большим воспитательным потенциалом обладают концерты-праздники, в которых участвуют воспитанники всех возрастов и каждый может осознать результативность своей работы и свой вклад в общее дело. В результате постепенно вырабатывается трудолюбие, терпение, адекватная самооценка.

Кроме того, в рамках проекта организуется общение с подлинными носителями народной культуры. Регулярно организуются встречи с донскими художниками и народными умельцами, с керамистами Л. Бычковой, В. Шкандыбиным и О. Захаровым – изготовителями керамических изделий и музыкальных керамических инструментов: свистулек и многоголосых окарин. Были организованы встречи с участниками коллективов Ростовской области (мужской ансамбль «Казаки» (ст. Гниловская), ансамбль хутора Ёлкино (х. Ёлкино, Багаевский район, Ростовская область), ансамбль «Красно солнце» (Санкт-Петербург), анс. Ятрышник (г. Новороссийск). Воспитанники, вместе с родителями посещали концерты ансамблей исполняющих народную музыку разных республик СССР, в том числе «Джоли» (Одесса, Украина), «Мгзавреби» (Тбилиси, Грузия); концерты мировых исполнителей, таких как Алексей Архиповский (балалйка); Аркадий Шилклопер (альпийский рог) ит.д.. Важно отметить, что большинство участников ансамблей, коллективов и исполнителей, с которыми общались воспитанники детского объединения «Феникс» – это люди старшего и пожилого возраста, общение с которыми обусловлено рядом факторов. Чтобы понять людей старшего поколения, наладить контакт и записать этнографический материал, воспитанником пришлось взаимодействовать с участниками коллективов на понятном им (старшему поколению) языке, грамотно составлять вопросы, стараться не использовать непонятных для старшего поколения современных выражений и оборотов речи, этот опыт, по оценке воспитанников, оказал огромное влияние с точки зрения осознания разницы поколений, роли сохранения культуры и традиций. За последние несколько лет воспитанники посетили несколько различных мастер-классов и познакомились с традиционными ремеслами Дона, освоили основы работы с глиной (создали элементы украшения сценических костюмов, изготовили духовые инструменты окарины), основы геометрической резьбы по дереву, ткачество, традиционные вышивки и особенности окраски тканей натуральными красителями (кора дуба, ольховые почки, листья грецкого ореха). В рамках подготовки темы “Фольклор народов Северного Кавказа» воспитанники выучили фольклорные песни на армянском и грузинском языках, особенности танцев различных кавказских народов, их специфику, выучили песни терских казаков. Активная научно-исследовательская деятельность, воспитание на основе преемственности поколений и культурных традиций; усвоение и трансляция культурных ценностей и традиций способствует формированию высокого уровня интереса к истории своего края, а также формирует толерантность молодежи. Как отмечает Д.В. Корнев, формирование этнической толерантности у подростков подразумевает развитие у них способностей воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную, в том числе и фольклорную, самобытность различных групп населения [4,  С. 61]. Активная позиция школьников способствовала тому, что воспитанники ежегодно готовят доклады для участия в конференциях, в том числе в Донской Академии Наук Юных Исследователей (ДАНЮИ), в том числе по секциям «Музыковедение» и «Искусствоведение», а также в «Славянских чтениях», где традиционно их доклады отмечает жюри. Младшие воспитанники участвуют в детской конференции «Музыка и Я». Можно также отметить, что большинство докладов иллюстрируются песнями и играми, в которые привлекаются и другие участники конференций.

Педагогическое наблюдение, психологические исследования и обратная связь от родителей и воспитанников дает основание полагать, что через фольклор старшие школьники, подростки узнают историю своего региона, что в свою очередь прививает любовь к Родине, к народным традициям, таким образом у них формируются патриотические чувства. Исходя из всего вышесказанного мы можем отметить, что работа экспериментальной площадки «Славься, великий Дон» способствует формированию патриотических чувств в первую очередь у участников коллектива, однако, также влияет и на восприятие традиций и формированию позитивного отношения к ним у зрителей. В подтверждении этого может являться и интерес зрителей (многие регулярно посещают мероприятия проводимые в рамках экспериментально площадки), и использование полученных знаний в повседневной жизни, так некоторые зрители отмечали, что разучивали народные игры с детьми в школах, на различных детских мероприятиях, таким образом распространяли полученные знания, и косвенно формировали отношение к малой родине. Все это, на наш взгляд, является важным аспектом развития патриотического отношения у современных школьников.

 

Список литературы:

  1. Абраухова, В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. [Текст] / В.В. Абраухова – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Бржезинская, Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 02.04.2016).
  3. Бржезинская, Н.А., Погонцева, Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора.//Современная педагогика. -№ 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  4. Корнев, Д.В. Формирование толерантности подрастающего поколения в условиях глобализации современного мира [Текст] / Д.В. Корнев // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (20). – С. 58–62.
  5. Ожегов, C.И. Словарь русского языка. [Текст] /C.И. Ожегов. М.: Оникс, 2008. — 1200 с.
  6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «Госпатриотпрограмма.рф» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.gospatriotprogramma.ru
  7. Подгорнов, А. В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности (На материалах дополнительного образования): [Текст] / А.В. Подгорнов. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 : Челябинск, 1999 175 c.
  8. Рудиченко, Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии [Текст] /  Т.С. Рудиченко. – Ростов н/Д.: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. – 512 с.
  9. Рудиченко, Т.С. Новые подходы к практическому освоению традиционной этнической культуры. [Текст] / Т.С. Рудиченко // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Выпуск 174 / Отв. ред. М.А. Енговатова. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. –С. 167-176.

Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.