Н.А. Черабаева
учитель биологии
Лицей № 40 при УлГУ
город Ульяновск.
Об «индивидуальном подходе» в обучении и воспитании, индивидуализации образования говорится давно. Совершенно очевидно, что все дети разные, с разными образовательными возможностями, потребностями и, увы, проблемами. Поэтому очевидна и необходимость индивидуального подхода. Для общества важно создать такую модель образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.
Как решение предлагалось использовать на уроках карточки, разноуровневые задания, участие детей в кружках. Но при этом индивидуализация образования, во-первых, не была системной, во-вторых, не существовало законодательной базы для её реализации. Только с введением ФГОС второго поколения появилась возможность реального воплощения этой идеи в жизнь. Здесь и курсы внеурочной деятельности, и занятия по индивидуальным образовательным маршрутам. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [1].
В идеале, для каждого ребёнка необходим свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), но охватить сразу всех обучающихся в настоящее время представляется затруднительным. В первую очередь необходимо создание ИОМ для особых групп детей – например, детей с ОВЗ, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Как бы это не казалось парадоксальным, одаренные дети так же нуждаются в особом отношении. По параметрам Всемирной организации здравоохранения одарённые дети относятся к группе риска наряду с детьми с ОВЗ. Это особые дети, которым не всегда «уютно» в своей социальной среде – классе, школе.
Кто такие одарённые дети? Существует много определений. Говорят о «ярко выраженных способностях, которые развились в стандартных условиях», что это те, кто «имеют врождённые способности выше среднего по социуму, потенциал, который при благоприятных условиях раскрывается (проявляется) в виде достижений» и т.д. Джозеф Рензулли сформулировал трёхчастную модель одарённости. Он изображал три круга, символизирующие способности выше среднего, готовность посвящать себя задаче, изобретательность. Если круги пересекаются, то есть у ребёнка проявляются все эти признаки, то проявляется одарённость.
Чаще всего говорят об одарённости в одной сфере, таланте, и мультипотенциальности – когда талантов, способностей, много.
Известно выражение «С детьми непросто!». С одарёнными детьми, вопреки расхожему мнению, тоже. К проблемам одарённых детей можно отнести:
- завышенный уровень притязаний и самооценки (при этом страдают взаимоотношения со сверстниками);
- страсть к глубине освоения материала, любовь к «тонкостям», при этом пренебрежение базовыми знаниями;
- «охота» за успехами и медалями, желание быть лучше всех во всём;
- участие во многих олимпиадах по разным предметам (при этом результаты падают);
- Завышенный уровень притязаний к своей будущей профессии.
Конечно, не у всех проявляются сразу все эти проблемы, но бывает и такое.
Перед учителем стоят особые задачи. Учитель должен суметь обнаружить одарённость (не счесть ребёнка за выскочку), поддержать одарённость, развивать, не перегружая. И в данном случае индивидуальный образовательный маршрут – конечно же, выход.
Нормативно-правовой базой для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов является Закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.07.16 г. с изменениями и дополнениями), закрепляющий право обучающихся на индивидуальную образовательную программу.
Автор с 2016 года использует в своей практике индивидуальные образовательные маршруты. Первый ИОМ был создан именно для ребёнка, проявляющего все признаки одарённости: он окончил музыкальную школу; некоторое время посещал секцию борьбы; занимался ТРИЗ; занимался на серьёзном уровне техническим изобретательством, но жизнь планировал связать с биологическими исследованиями; писал рассказы и стихи; лауреат различных конкурсов; Лауреат Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи; очень рано решил, что поступать будет только в МГУ. Другой ВУЗ не устраивал.
Теперь уже можно назвать наиболее оптимальную, на наш взгляд. последовательность создания ИОМ. Это:
- обсуждение проблемы с психологом, который знаком с особенностями ребёнка;
- беседа с родителями;
- беседа с обучающимся (ребёнок должен сам осознанно ответить на вопросы: «Какой я вижу свою будущую профессию?», «Какую цель ставлю?», «Как этой цели можно достичь?».) Мы уходим от завышенных ожиданий и целей к пути, маршруту, по которому достигнем цели.
- Собственно составление маршрута совместно с родителями и ребёнком.
- Корректировка индивидуального образовательного маршрута при необходимости.
От контакта с родителями, от того, будет ли достигнуто взаимопонимание между педагогом и родителями, зависит практически всё.
Как показывает практика, родителям одаренного ребёнка (старшеклассника) оптимально предложить:
- не торопиться с выбором конкретной специальности, а как больше узнать обо всём направлении, отрасли, к которой эта специальность принадлежит. То есть смотреть на выбор шире. Иначе очень велико будет разочарование при ошибке выбора;
- узнать проходные баллы, учёт личных достижений, учёт олимпиад и внутренние олимпиады в других ВУЗах (не зацикливаться «на самом-самом университете»);
- участвовать в олимпиадах, которы, возможно, и не дают дополнительных баллов, но позволяют подготовиться к ВОШ (например, «Слон и жираф» – приглашают победителей в профильную смену);
- отмести на финишной прямой, в 10-11 классе, всё, что отвлекает. Прекратить погоню за грамотами не по профилю, не растрачивать силы (часто одарённые дети особенно ранимы, устают больше ровесников). Ведь у одарённых детей, как правило, идёт подготовка по двум направлениям – подготовка к ЕГЭ и к олимпиаде.
Только обсудив с родителями все тонкости, можно предлагать ИОМ и совместную работу по его выполнению. Каким именно будет индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка, зависит не столько от ученика, сколько от его родителей. Часто именно из-за их завышенных ожиданий ребёнок невротизирован, переживает малейшую, как ему кажется, неудачу (вплоть до «4» за домашнюю работу по непрофильному предмету), и нацелен на поступление в самый «сложный» университет. Поэтому контакт с родителями необходим постоянно.
Маршрут включает в себя:
- титульный лист;
- пояснительную записку с обоснованием ИОМ, выбора примерной программы по предмету; саму программу.
- Индивидуальный учебный план (последовательность прохождения программы; сроки, средства реализации, формы контроля).
- Список литературы, которую будет использовать учащийся.
- Лист самоанализа.
Если говорить о методах, средствах реализации индивидуального образовательного маршрута, то это работа на уроке, индивидуальные занятия, посещение кружка по предмету, самоподготовка по заданию с предоставлением отчёта. На уроках особое внимание уделяется работе по индивидуальному заданию – если тема освоена хорошо; вместе со всем классом – если тема «западает»; работа в качестве консультанта – если тему учащийся знает очень хорошо. Самоподготовка осуществляется и по пособиям, и по материалам специализированных сайтов, подобранных учителем.
Важным компонентом реализации ИОМ является не столько анализ, сколько самоанализ обучающегося. Важно, чтобы он анализировал не только успехи и неудачи, но и соблюдение режима дня, физическую нагрузку, пребывание на свежем воздухе – всё, что помогает сохранить здоровье.
Литература.
- Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9
- Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
- Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. -№1. – С.62-66.
- Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013
- Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
- Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru
- Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. – №2. – С.66-69.
- Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. – 2009. – №4. – С.48-52.